28 декабря
28 декабря родился Олег Николаевич КАРАВАЙЧУК (1927-2016), русский композитор, пианист

Личность и вся жизнь композитора Олега Каравайчука окутаны непроглядным туманом легенд. В детстве — разумеется, вундеркинд, чьей игрой на фортепьяно восхищался Генрих Нейгауз, а сам Сталин подарил белый рояль. Старая фотография из «Комсомольской правды» от 24 апреля 1937 года косвенно подтверждает легенду (см. выше). Читаем подпись под снимком: «“Колыбельную песнь” ленинградского десятилетнего пианиста-композитора Олега КАРАВАЙЧУКА исполняет Даня ШАФРАН под аккомпанемент автора на концерте юных музыкантов в Москве». Кто бы предположил тогда, что из этого чудо-ребёнка вырастет самый необычный, ни на кого не похожий сочинитель музыки — уникальный импровизатор! Или, как напишут музыковеды, «марсианин, прячущийся под маской композитора».

karavaychuk2Существовать в условиях советского общества так, как ухитрялся существовать Каравайчук, кажется почти невозможным. Он вёл жизнь полностью свободного художника, не являясь членом ни одного из творческих союзов. Жить на гонорары позволяло только кино. В результате получилось более двухсот фильмов и спектаклей, для которых Каравайчук написал музыку.

Работать с ним, безропотно терпя все причуды и капризы своенравного и порой вздорного маэстро, почитали за честь Иосиф Хейфиц и Илья Авербах, Кира Муратова и Анатолий Эфрос, Пётр Тодоровский и Кама Гинкас. Не выдержал лишь темпераментный Леонид Якобсон, и на афише поставленного им балета «Клоп» автором значился композитор Отказов (так Каравайчук эффектно «хлопнул дверью», в последний момент поссорившись с режиссёром и уйдя с проекта, обещавшего стать сенсацией).

Детям тоже перепало несколько крошек с пиршественного стола удивительного музыканта. Его дебютный фильм был как раз детским — «Алёша Птицын вырабатывает характер» по сценарию Агнии Барто. Потом — первая экранизация «Двух капитанов», вторая (в Советском Союзе) экранизация «Принца и нищего», наконец, вся насквозь эстетская киноверсия волшебной повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». И во-первых и «в-главных» — самая стильная сказка нашего детства «Город мастеров» по пьесе Тамары Габбе с незабываемой песней Вероники и Караколя на стихи С.Маршака и З.Гердта.

А.Копейкин