04 ноября
4 ноября родился Николай Иванович ДУБОВ (1910-1983), русский писатель

Вряд ли у этого хорошего писателя найдётся сейчас много преданных читателей. Ничего развлекательного в книгах Дубова нет. Главные герои не только не летают на метле, но, напротив, живут, как правило, трудной, обидной, совершенно реальной жизнью. А «хуже всего» то, что над этими книгами неизбежно приходится думать, искать ответ на вопрос «как поступить?» и — «зачем плохие люди».

dubov2Именно об этом спрашивает себя маленький рыбацкий сын Сашук, герой повести «Мальчик у моря», которая почти полвека назад сделала писателя Дубова знаменитым и любимым. Дело в том, что Николай Иванович Дубов, сын рабочего и сам в юности — рабочий, ещё в 60-е годы советского века принялся писать о трагичности того, что происходит вокруг. Одну свою повесть он назвал «Сирота», другую — «Небо с овчинку». Его мальчишки, подростки и юноши в книгах для тех же самых «мальчишек и подростков» выживали и оставались нормальными, честными людьми не благодаря, а вопреки окружающей действительности. Они черпали силы не в отвлечённых идеях, а в человеческих поступках обычных взрослых, не совершивших никакого подвига, кроме разве что одного — не стать подлецом или безвольной тряпкой.

Самой сильной книгой Николая Дубова заслуженно считается повесть «Беглец». В наши дни трагическая история второгодника из семьи дорожных рабочих, сильно пьющих и нечистых на руку, может показаться актуальной исключительно по внешним признакам. Но это не так: все проблемы, по Дубову, встают и решаются не снаружи, а внутри человека. Измученный тяжким бытом, обманутый собственным отцом «беглец» Юрка на самом деле вдруг получает возможность сбежать от всего этого ужаса и устроить свою жизнь по-другому. Но он возвращается в несчастную родительскую семью, отчётливо понимая: больше некому. Ведь бежишь только ради себя. А возвращаешься, чтобы помочь.

Много лет назад одна юная читательница написала Николаю Дубову: «Знаете, за что я Вас полюбила? За то, что Вы уважаете детей».

И.Линкова

4 ноября родился Олег Владимирович ВАСИЛЬЕВ (1931-2013), русский художник, иллюстратор детских книг

Кажется, Олег Васильев не очень любил вспоминать о тех временах, когда вместе со своим другом и соавтором Эриком Булатовым иллюстрировал детские книги. Это было давно, в Советском Союзе, в 60-70-е годы минувшего века, и произошло исключительно потому, что молодые живописцы, не востребованные официальной системой, искали средства к существованию. Теперь в городе Нью-Йорке, в интервью 2003 года Олег Владимирович с улыбкой вспоминает дельный совет нынешнего классика Ильи Кабакова, прозвучавший когда-то очень кстати: «…Надо идти в детскую иллюстрацию. Там работа более-менее свободная, и там поспокойней. Заработаете, а потом будете заниматься своим».

Так и случилось.

Но прежде чем случилось, детишкам перепало кое-что хорошее. Очень хорошее. Даже обитателей морского дна в незатейливой научно-популярной книжке «Голос моря» Булатов с Васильевым изображали так эмоционально, как будто это «рисунки к фантастической сказке». А когда дело и вправду дошло до сказок («Сказок народов мира», сказок Шарля Перро и Ханса Кристиана Андерсена), на страницах детских книжек начался бурный и яркий праздник. Некоторые исследователи ворчали потихоньку, что молодые художники работают в слишком «шумной»манере. Но дети, как известно, исследователей не читают. Они просто любуются спящей красавицей, красавицей Золушкой и, вполне вероятно, на самом деле слышат шум весёлого придворного бала.

Много лет подряд эти изящные артистичные книжки передавались в семьях из рук в руки, а в библиотеках бережно подклеивались, потому что редко издавались. Но время победило: в 2011 году в серии с громким названием «Шедевры книжной иллюстрации — детям!» издательство «РИПОЛ классик» вновь представило художников Булатова и Васильева во всём их молодом блеске. «Красная Шапочка», «Золушка», «Спящая красавица» и «Дикие лебеди» ни капельки не постарели и на фоне опостылевшего книжного ширпотреба смотрятся, как аристократы на рыночной площади.

И.Линкова