21 ноября
21 ноября родился Вольтер (1694-1778), французский писатель, философ

Вольтер

В наши скромные намерения не входит анализ философских достижений эпохи Просвещения. Вольтер — как всегда! — очень современен, но для того, чтобы убедиться в этом, надо его прочитать. Хотя бы «Кандида…». Это, пожалуй, самая знаменитая философская повесть Вольтера, он написал её в 65 лет, и называется она на самом деле «Кандид, или Оптимизм». Люди, знающие французский язык, сразу понимают, что имя Кандид происходит от французского «candide», что означает «наивный». А вот как найти в реальном мире источник оптимизма…

Эта «безделка», как называл Вольтер все свои философские повести, была написана по поводу вполне конкретному: автор полемизировал с Готфридом Вильгельмом Лейбницем, провозгласившим, что наш «мир является наисовершеннейшим из возможных миров». Полемизировать просто так Вольтер не умел (посмотрите на выражение его лица!), поэтому «Кандид» получился ироническим, сатирическим, фантастическим, и — только не бросайте в нас, пожалуйста, самые большие камни! — если бы какой-нибудь смельчак решился, короткие остросюжетные главы этой философской повести с её условными «типажными» персонажами можно было бы одним движением руки превратить в комикс («Кандид и армия», «Кандид и землетрясение», «Кандид в Эльдорадо» и т.д.).

Однако именно в этом сочинении, в самом его конце, прозвучали слова, оставшиеся в веках.

«Надо возделывать свой сад», — говорит Кандид, набегавшись по жизни.

«Надо возделывать свой сад», — говорит Вольтер, проживший последние двадцать лет в тихом поместье Ферне и создавший вокруг него маленький островок благополучия для местных крестьян.

«Надо возделывать свой сад…» Поиграв разнообразными теориями и гипотезами, человечество неизменно возвращается к этой простой мысли в поисках оптимизма.

P.S. Читать «Кандида» и вообще Вольтера должны уже вполне повзрослевшие и поумневшие подростки. Всё, что автор считает нужным, он говорит прямо и без купюр.

И.Линкова

21 ноября родился Борис Диодоров (р. 1934), русский художник, иллюстратор детских книг

Борис Диодоров

Первый громкий успех иллюстраций Бориса Диодорова случился тогда, когда художник взялся за книгу, которую в детстве очень любил и жалел. Жалел, потому что она была без картинок. Обложка потрёпанная, а внутри, кроме слов, только фотографии разных пейзажей и птиц. Это было дореволюционное издание знаменитой сказки Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями».

Справедливость восторжествовала в 1980 году. Офорты Диодорова, сделанные в особой, очень сложной технике, буквально изумили читающую общественность. Критики не могут успокоиться до сих пор, восхищаясь особым «северным» колоритом, изысканными оттенками и тихим сиянием, которое излучают «картинки».

С тех пор талант Диодорова — детского иллюстратора как будто вырвался на свободу. Художник оформил более трёхсот книг, его персональные выставки прошли не только у нас в стране, но и в Праге, Братиславе, Стокгольме, Афинах, Вене, Хельсинки, Нью-Йорке, Вашингтоне, Копенгагене, Варшаве и маленьком датском городе Оденсе, на родине Андерсена, чьи сказки художник Диодоров тоже украсил своими работами. Многочисленные зарубежные издательства сотрудничают с Борисом Аркадьевичем, считая, что он прекрасно передаёт дух русской классики. Перечень почётных званий и наград займёт ещё полстраницы…

Может быть, секрет прост? «Я для себя понял, — пишет художник, — что детская книга — тот же спектакль».

Читать об авторе на Продетлит

И.Линкова

21 ноября родился Ян Абрамович ФРЕНКЕЛЬ (1920-1989), советский композитор

Ян Абрамович ФРЕНКЕЛЬ

В одном из эпизодов кинофильма «Новые приключения неуловимых» мелькает скрипач — черноволосый красавец с огромными усами и огромными чёрными глазами. А в «Короне Российской империи…» появляется парижский официант, похожий на красавца скрипача как две капли воды. И далеко не каждый зритель знает, что на самом деле в эту минуту перед ним композитор, автор музыки к тому и другому фильму — замечательный Ян Френкель.

Скрипачом он и вправду был профессиональным и в разные годы играл на самых разных подмостках: во фронтовом театре (после ранения на фронте), в эстрадных ансамблях (после войны), иногда даже в ресторанах (разумеется, не парижских, а наших).

Кроме двух «боевиков» из серии про «неуловимых» музыка Яна Френкеля звучит ещё во многих детских фильмах: «Приключения жёлтого чемоданчика», «Чудак из пятого “Б”», «Кыш и Двапортфеля». Плюс целых двадцать мультиков, и сказочных, и смешных — всяких. Но самым главным для этого композитора были всё-таки песни, он написал их больше двухсот, хотя для всенародной любви хватило бы одной — той, что называется «Журавли», той, что спел перед смертью и навсегда Марк Бернес.

Все, кто помнит Яна Френкеля, говорят, что он был добрым и простым. Наверное, это правда, потому что именно так звучит его музыка.

И.Линкова