Книги Льва Белова издавались преимущественно в Ташкенте, в 1960-80-х гг. Возможно, появлялись они и позднее, однако последнее издание, которое нам известно, датировано 1986 годом.
По жанру это юмористическая фантастика. Повесть «Ыых покидает пещеру» — о двух пионерах, сбежавших из пионерлагеря и оказавшихся в пещере у неандертальцев, — впервые вышла в 1965 году, роман «Этот несносный Ноготков» — десять лет спустя, в 1975-м.
Были у Льва Григорьевича и другие книги, но запомнились почему-то эти. Стилистически обе они родом из шестидесятых; тогда появлялось немало произведений, написанных в бойкой разговорной манере, с лёгким ироническим настроем и обязательной фигой в кармане (в данном случае почти незаметной). Как правило, такие книги сразу предупреждали, что они именно юмористические: на это недвусмысленно намекала издательская аннотация, об этом свидетельствовали карикатурные картинки, а иногда это прямо было заявлено в подзаголовке: «юмористическая повесть».
Шутить удавалось через раз. Иногда бывало смешно, иногда — не очень. Тут важно было не заиграться и не впасть в многословие. Пародия, растянутая до размеров романа, часто оборачивалась самопародией.
А.Копейкин
«Живой подарок», «Лесной плакунчик», «Где трава растёт густая», «Журавкин праздник», «Подснежники», «Карасик» — уже по названиям поэтических сборников Тимофея Белозёрова ясно, что их автор очень любит всё живое.
Отчего прохладно стало «Одуванчик» |
«Поэт Тимофей Белозёров любит природу. Он любит её нежно. Он любит её и весело. То ласково посмеётся над облысевшим на ветру одуванчиком, то подтрунит над незадачливым таёжным охотником, то вообще станет рассказывать о ней в форме забавных загадок, озорных небылиц».
На дне, где тихо и темно, (Сом) |
Бурей |
«Чем пахнут деревья»
«Стихи Тимофея Максимовича Белозёрова — глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым лугом» (И.Токмакова).
А.К.
Ко дню рождения Евгения Евстигнеева мы цитировали маленький фрагмент «Песни о звёздах», которую замечательный актёр исполнил в фильме-сказке «Про Красную шапочку». Честно говоря, очень хочется напомнить эти щемящие строки ещё раз, уже в связи с другим знаменательным событием — днём рождения поэта и барда Юлия Кима. Однако вряд ли в том есть необходимость, поскольку полный текст «Песни о звёздах» то и дело появляется в разных уголках всемирной паутины, пользователи которой вдруг вспоминают своё детство и настраиваются на лирический лад.
Первые песни Ким написал, ещё учась в пединституте. После распределения работал на Камчатке учителем в вечерней школе, потом снова вернулся в Москву, где попытался продолжить скромную карьеру преподавателя истории и литературы. Но остроумные, ироничные и всегда узнаваемые песни не позволили ему остаться безвестным. Напротив, он приобрёл огромную популярность в аудиториях, с восторгом внимавших Окуджаве, Галичу, Высоцкому… А близость к диссидентскому движению принесла поэту Юлию Киму известность в тех властных кругах, которые впоследствии сделали всё возможное, чтобы дорога к читателю-слушателю была для него наглухо закрыта.
И тогда он ушёл в кино. Под псевдонимом «Ю.Михайлов» Ким сочинил невероятное количество песен для разнообразных фильмов и спектаклей. Иногда — как автор и стихов и музыки, чаще — в содружестве с лучшими отечественными композиторами, создававшими «саундтреки»: Геннадием Гладковым, Владимиром Дашкевичем, Алексеем Рыбниковым и даже самим Альфредом Шнитке. «Похождения зубного врача», «Бумбараш», «Остров сокровищ», «Точка, точка, запятая…», «Двенадцать стульев», «Про Красную шапочку», «Обыкновенное чудо», «Усатый нянь», «Сказка странствий», «Без семьи», «Пеппи Длинныйчулок» — все эти фильмы объединяет одно: их герои «поют стихи» Юлия Кима.
Как нетрудно заметить, среди перечисленных фильмов немало сказок. Жанр сказочного кино так увлёк знаменитого барда, что он сам написал сценарии и тексты песен для двух фильмов режиссёра-сказочника Михаила Юзовского — «После дождичка в четверг» и «Раз, два — горе не беда!».
А.Копейкин