25 февраля
25 февраля родился Фёдор Лемкуль (1914-1995), русский художник, иллюстратор детских книг

Фёдор Лемкуль

Вглядываясь в рисунки Фёдора Лемкуля, неизменно поражаешься, какое значение придаёт художник малейшим нюансам. Здесь нет ничего случайного, нарисованного просто так. Важно всё: расположение иллюстраций на книжной странице, характеры персонажей — людей или животных, точная графическая линия и смелое сочетание красок, условность и конкретность, динамика и статика, главное и второстепенное, юмор и лирика, бытовое и фантастическое. Всё пребывает у Лемкуля в нерасторжимом единстве, целостности и гармонии.

Полны изящества и артистизма рисунки Фёдора Викторовича к произведениям К.Чуковского, Д.Хармса, А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова, М.Карема, К.Коллоди, М.Твена, «Сказкам» в обработке А.Нечаева, сборнику «Девушка-Лебедь»…

Читать об авторе на Продетлит

А.Копейкин

25 февраля родился Аркадий Ильич ОСТРОВСКИЙ (1914-1967), советский композитор

Аркадий Ильич Островский

В 1947 году Аркадий Островский покинул оркестр Леонида Утёсова, где в течение семи лет работал как пианист и аранжировщик. Избрав самостоятельный путь композитора, он сравнительно быстро добился успеха благодаря своим песням, среди которых «Пусть всегда будет солнце» (сл. Л.И.Ошанина) и знаменитая колыбельная «Спят усталые игрушки…» (сл. З.А.Петровой).

Музыковеды отмечают, что оптимизм, простота и выразительность мелодий Аркадия Ильича роднит их с творчеством Исаака Осиповича Дунаевского.

А.Копейкин

25 февраля родился Энтони БЁРДЖЕСС (1917-1993), английский писатель, эссеист, переводчик, музыкант

Энтони БЁРДЖЕСС

Свой нашумевший роман «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесс называл «ромбудом» (романом будущего). Правду сказать, сейчас о нём слегка подзабыли, однако полвека назад он произвёл эффект разорвавшейся бомбы, — для бунтующей молодёжи шестидесятых этот роман стал поистине «новой Библией», а на киноэкран его перенёс сам Стэнли Кубрик. Удивительно, но эта книга, в сущности, не предназначенная для широкой аудитории, долгое время удерживала первые строчки в списках бестселлеров.

Прочие книги Бёрджесса, стилиста-виртуоза, всю жизнь хранившего верность своему литературному кумиру — Дж.Джойсу, представляются слишком изощрёнными по языку, чтобы их можно было даже с натяжкой причислить к юношескому чтению.

Вот разве что повесть «Долгий путь к чаепитию», о которой мы писали в одном из обзоров (см.: О ДЕТСКИХ КНИГАХ — CТРАННЫХ И ЕЩЁ БОЛЕЕ СТРАННЫХ), понравится кое-кому из продвинутых подростков, уже успевших оценить вкус литературы абсурда.

А.Копейкин

25 февраля родился Карло Гольдони (1707-1793), итальянский драматург

Карло ГОЛЬДОНИ

Говорят, свою первую пьесу Гольдони сочинил в восемь лет. Неудивительно, что всего их накопилось 267 (!); как-то в один особенно урожайный год он выдал «на гора» сразу 16 пьес подряд.

Специалисты свидетельствуют: «По целеустремлённости и неутомимости Гольдони был замечательным работником. Со времён Лопе де Вега мировая драматургия не знала такой творческой ярости. За вычетом не дошедшего до нас, им было создано: пять трагедий, шестнадцать трагикомедий, сто тридцать семь комедий, пятьдесят семь сценариев для импровизационной комедии, тринадцать либретто серьёзных опер и сорок девять комических; два священных действа, двадцать интермедий, три фарса и три тома “Мемуаров”» (Н.Томашевский).

Но оставим мелочные подсчёты. В этом бурном потоке творчества родилось новое литературное явление: реалистическая «комедия характеров» (в противовес фантастической «комедии масок» К.Гоцци). Как полагают те же специалисты, большинство созданий Гольдони обладало невысокими художественными достоинствами («совершенства в мире нет»), но иногда среди них случались подлинные шедевры, по сию пору украшающие подмостки многих театров мира: «Слуга двух господ», «Трактирщица», «Кьоджинские перепалки» и другие.

25 февраля родился Карл Фридрих МАЙ (1842-1912), немецкий писатель, автор популярных вестернов, в том числе цикла о Виннету — вожде апачей

Карл Фридрих МАЙ

Для поклонников «индейских» романов Карла Мая, вероятно, будет изрядным сюрпризом узнать, что их любимый писатель никогда (никогда!) не бывал на Диком Западе. По профессии он был «народным учителем» и печатался по преимуществу в дешёвых юношеских еженедельниках. Сведения о жизни «краснокожих» он, как правило, черпал из чужих рассказов, в частности, из отчётов немецкого географа и геодезиста Роберта фон Шлагинтвайца, знавшего о Диком Западе не понаслышке. Когда же требовались описания природы, в ход шли впечатления Мая от потрясающих видов Саксонской Швейцарии, куда он нередко выбирался на отдых.

Старая литературная энциклопедия сурово расправляется с Маем, называя его произведения «бульварными», а самого писателя «мелким воришкой и мошенником, неоднократно привлекавшимся к суду за преступные проделки», и ещё «типичным выразителем настроений и идеологии той части немецкого бюргерства, которая… всемерно поддерживала политику широкой экономической и колониальной экспансии».

Думается, однако, что прежде всего Май был неисправимым романтиком, предпочитавшим бежать от убогой действительности в воображаемый мир Виннету, полный невероятных приключений.

А.Копейкин

25 февраля родился Павел Клушанцев (1910 - 1999), советский писатель, сценарист, кинорежиссёр, кинооператор, выдающийся мастер комбинированных съёмок

Павел Клушанцев

В 1938 году руководство «Лентехфильма» предоставило Павлу Клушанцеву возможность организовать «трюковой кабинет» — специальный павильон для комбинированных съемок. Павел Владимирович вспоминал свою работу как интересную и творческую. Вместе с коллегами он добивался значительных успехов, создавая макеты, совмещённые с натурой. Такой подход позволял значительно сократить расходы на производство, поскольку отпадала необходимость в строительстве масштабных и дорогостоящих декораций. Клушанцев активно экспериментировал с макетами, достигая впечатляющих эффектов: он монтировал их в натуральную величину, варьировал скорость движения и менял размеры изображения.

Знаковым событием в творческой биографии Павла Клушанцева явился фильм «Дорога к звёздам». Выпущенный в 1957 году, за четыре года до исторического полёта человека в космос, он гениально предвосхитил дальнейшее развитие космических исследований. Эта картина стала не просто кинематографическим произведением, но и важным культурным и социальным явлением.

Фильм «Дорога к звёздам» потребовал колоссальных усилий, поскольку его производство в значительной степени опиралось на комбинированные съёмки. Это подразумевало создание масштабных декораций, разработку специализированного оборудования и применение передовых кинотехнологий. Перед создателями фильма стояла задача беспрецедентной сложности: воссоздать с максимальной достоверностью то, что доселе оставалось лишь в воображении — суровую реальность безграничного космоса, мощь ракет, бросающих вызов гравитации, и загадочную невесомость. Им предстояло наглядно продемонстрировать жизнь экипажа в этих условиях, включая выход в открытый космос, транспортировку массивных модулей будущей орбитальной станции, её сборку на орбите и работу учёных на самой станции.

Успех фильма «Дорога к звёздам», отмеченного множеством наград, открыл для Павла Клушанцева двери в мир большого кино.

В 1965 году вышел фильм «Луна», а в 1968 году — «Марс». Над этими кинематографическими полотнами режиссер работал в тесном сотрудничестве с художниками Ю. Швецом и В. Александровым, которые создали поистине впечатляющие ландшафтные декорации. Особенно сильное впечатление на зрителей оказал фильм «Луна». Для него были разработаны и воплощены в жизнь модели «мыслящих» электронных роботов, оживлявших лунную поверхность, а также детально проработанные декорации лунных обсерваторий и научных центров. Зрители могли наблюдать за работой космонавтов в условиях невесомости.

Благодаря Павлу Клушанцеву, представления о возможностях кино кардинально изменились. Он верил, что в мире кинематографа нет ограничений, если подойти к делу с изобретательностью и выйти за рамки обыденного. Его творческий подход проявлялся в смелых экспериментах с покадровой и замедленной съемкой, наложением кадров, а также в виртуозном использовании таких технических средств, как диффузионы, фильтры, кашеты, призмы и зеркала, что позволило ему сформировать свой уникальный визуальный язык.

Павел Клушанцев известен не только, как родоначальник жанра популярно-фантастического фильма и создатель множества впечатляющих кинотрюков. Нельзя не отметить и его литературный дар — Павел Владимирович талантливый детский писатель. С 1959 года он активно сотрудничал с «Детгизом», позже с издательством «Детская литература». Всё, что знал о загадках космоса, перспективах освоения человеком космического пространства и планет, он воплотил в увлекательных научно-познавательных книгах для детей и подростков, среди которых: «К другим планетам!», «О чём рассказал телескоп», «Станция Луна», «Отзовитесь, марсиане», «Дом на орбите», «Одиноки ли мы во Вселенной?». Последняя книга основана на сценарии к фильму «Люди на звёздах», который не был снят.

Произведения Павла Клушанцева для детей — одни из самых занимательных и доступных книг о космосе в детской литературе. Его книги — это не просто популяризация знаний, а захватывающие научно-художественные истории, где реальность переплетается с фантастическими приключениями.

Читать об авторе на Продетлит