В каждом литературном жанре есть вершины. Одна из них — художественная биография Владимира Ивановича Вернадского, написанная Львом Ивановичем Гумилевским. Эта книга трижды переиздавалась, её текст можно за минуту найти в Интернете, чтобы скачать или прочитать с экрана, и этой доступностью грешно пренебрегать. По двум причинам: образ гениального учёного может стать опорой на всю жизнь, а мастерство серьёзного писателя доставит редкую радость умной беседы.
Беглый невнимательный взгляд может вызвать у подростка и даже взрослого обычный обывательский испуг: типа, чего это там наворочено? Если одна глава называется «Биогенная миграция», а другая — «Биогеохимические опыты», при чём здесь мы, мирные обитатели старших классов среднестатистических общеобразовательных школ?
И вправду: пока человек живёт себе каждый день потихоньку, проблемы мироздания его «не касаются». Но рано или поздно, обязательно, в юности или позже, настанет час, когда жестокий вопрос «зачем всё?» встанет на его пути и, если не будет ответа, можно расшибиться об этот вопрос до степени пожизненного пессимизма.
Книга о Вернадском — одна из тех книг, которые надеются вписать человека в стройное и неизбежное течение жизни. Не потому, что здесь открывается истина в последней инстанции, а потому, что прекрасно показан процесс творческого мышления. Пусть не каждое рассуждение будет понятным, пусть пройдут мимо отдельные детали биогенной миграции. Сила интеллекта — главный герой этой книги, а главная «выгода» читателя — понять, что эта сила существует.
Долгие годы Лев Иванович Гумилевский сотрудничал с редакцией знаменитой книжной серии «ЖЗЛ»; его добротные, полезные работы посвящены многим выдающимся учёным, среди которых Бутлеров, Зимин, Чапыгин, Чернов… Но в книге о предсказании ноосферы голос самого писателя звучит особенно убедительно. Представляя читателю молодого Вернадского, Лев Гумилевский пишет: он был «пронизан насквозь красотою мысли». Так может сказать только человек, знающий цену духовному созиданию.
И. Линкова
«Сижу я иной раз и думаю, какие времена были когда-то, вспоминаю наше прежнее житьё-бытьё, людей, что проживали в наших местах, когда я только-только начал подрастать в отцовском доме в селе Хумулешть, что напротив города, по ту сторону реки Нямцу», — так начинаются «Воспоминания детства» классика румынской и молдавской литературы Иона Крянгэ. Это повесть о мальчике Ионе, или Нике, «весёлом, как ясная погода, и озорном, как ветер», о времени, когда «наивное дитя, восседая верхом на палочке, мнит себя скачущим на огненном скакуне…», и, наконец, это повесть о счастье, частицу которого тот мальчик сумел не растерять в житейских передрягах и сохранить в себе до самого конца.
Оттуда, из детства, вынес Ион Крянгэ свои чудесные сказки: «Сколько раз слушал я ночи напролёт от моша Иона, лели Катинки сказки про Фэт-Фрумоса и Иляну-Косынзяну!» Всем этим волшебным историям он дал впоследствии вторую жизнь. Крянгэ не столько собирал фольклор, сколько переживал его, создавая «подлинно оригинальные» авторские произведения, — недаром румыны и молдаване называют его «нашим Гомером».
Сказки Иона Крянгэ — «Дэнилэ Препеляк», «Свекровь и её невестки», «Коза и трое козлят», «Иван Турбинка», «Кошелёк с двумя денежками», «Фэт-Фрумос, сын кобылы», «Сказка о Белом Арапе» и другие — основа чтения румынских и молдавских детей. Имя выдающегося писателя носит Государственный педагогический университет Молдовы и Национальная детская библиотека.
А.Копейкин
Самой большой и глубокой страстью историка Георга Эберса был Древний Египет; именно в Египте он совершил все свои главные научные открытия. Содержащий обширный медицинский трактат бесценный папирус, обнаруженный учёным в Фивах и вскоре опубликованный, получил в среде египтологов название «Папирус Эберса».
Немало сил отдавал Эберс популяризации научных знаний о древнейшей культуре обитателей нильской долины. Для этой цели он создал ряд иллюстрированных описаний древнего и греко-римского Египта, а также немало объёмных исторических романов: «Дочь фараона», «Уарда», «Император», «Серапис», «Невеста Нила», «Клеопатра»; по поводу их достоверности у специалистов нет единого мнения.
В должности профессора Георг Эберс преподавал историю Египта в Йенском и Лейпцигском университетах.
А. Копейкин
«…В котёл положи мясо и кровь змеи. Вари жарко! От крота возьми ноги. Положи летучих мышей, мех и блох от скунса, кусочек хобота тапира. Вари, чтобы шёл густой пар! Всех злых духов он прочь прогонит…»
После такого рецепта можно подумать, что перед нами опять наставник из какой-нибудь школы волшебников. Ничего подобного. Кандидат биологических наук Игорь Иванович Акимушкин стал писать свои научно-популярные рассказы почти сразу после окончания биофака МГУ и оставил в наследство всем любознательным детям больше шестидесяти книг, где говорится о жизни десятков, сотен, даже тысяч животных. Сначала и вправду названия обещали тайну: «Тропою легенд», «Следы невиданных зверей»… Потом книжки стали называться совсем по-домашнему: «Жил-был ёжик», «С утра до вечера», «С вечера до утра»… Стало ясно, что природа никогда не спит, и даже про самого простого воробья или мышонка можно узнать много-много интересного.
Оказалось, что «много-много» — девиз и мечта писателя Акимушкина. Его главный труд — шеститомная энциклопедия «Мир животных», где в строго научном порядке присутствуют млекопитающие, насекомые, птицы, рыбы, земноводные, беспозвоночные и даже ископаемые твари со всего земного шара. А чтобы юный читатель не заскучал в научных дебрях видов и подвидов, каждая страница гигантского издания, каждый авторский рассказ исполнен как затейливый коллаж, где всё вперемешку: научные термины, бесчисленные умные цитаты, цифры, факты, анекдоты, газетные сенсации… Или колдовские рецепты, совершенно натуральные.
И.Линкова
В детскую литературу Андрей Саломатов пришёл в конце 1980-х годов. Популярный журнал «Юный техник» напечатал его первые фантастические рассказы: «Советчик», «Его последний день», «Про меня и про машину». В 1989 году «Юный техник» опубликовал фантастическую юмореску «Необыкновенный Гоша». Рассказ о неутомимом фантазёре и выдумщике — домашнем роботе Гоше приобрёл большую известность среди читателей издания. Вскоре у Андрея Саломатова появился целый цикл озорных и весёлых рассказов о неунывающем роботе. В 1994 году они вошли в дебютный сборник фантастических рассказов для детей «Приключения робота Гоши», который увидел свет в издательстве «Детская литература».
Фантастический рассказ «Цицерон — гроза тимиуков» был впервые опубликован журналом «Юный техник» в январском номере за 1993 год. Этот рассказ превратился в повесть и в 1996 году был включён в уникальную серию захватывающих фантастических и сказочных повестей отечественных и зарубежных писателей для детей «Замок чудес» от издательства «Армада».
Идея повестей цикла заключается в том, что полёты на другие планеты стали привычными для жителей Земли. Главные герои — мальчик Алёша и его лучший друг, робот по имени Цицерон отправляются в полные опасностей экспедиции, где встречаются с необыкновенными животными, разумными существами и уникальными природными явлениями. Храбрым путешественникам приходится столкнуться с коварством и жестокостью жителей далёких планет. Но они проявляют стойкость, выдержку, мужество и бдительность, налаживают добрые отношения со многими загадочными инопланетными жителями.
Многие читатели отмечают увлекательный сюжет, запоминающихся персонажей, деликатный и добрый юмор писателя, а также замечательную работу художника Е. Мигунова, которому удалось блестяще передать характеры героев, их взаимоотношения.
В этот день благотворительные организации собирают пожертвования для помощи бездомным животным. Проводятся выставки и конкурсы породистых кошек. Приюты для бездомных животных и питомники устраивают выставки для потенциальных владельцев.