«Спартак» пришёл в Россию в 1881 году, через семь лет после своего появления в Италии. Первый перевод русская цензура порубила в куски, пытаясь оставить одни «приключения». После 1905 года роман стали выпускать как призыв к революции, но тоже с купюрами. И только спустя годы лучшее произведение Джованьоли наконец напечатали так, как оно было написано.
Удивляться нечему: «Спартак» — пламенная книга. В ней говорится о том, что человек не должен быть рабом, и лучше умереть, чем пресмыкаться. Так было в Древнем Риме, так было в эпоху Рисорджименто, когда юный Джованьоли стал сподвижником Гарибальди, и хотя идея восстания за последние века сильно себя скомпрометировала, дух благородного романтизма остался привлекательным навсегда.
Среди многих страниц, посвящённых достоинствам романа, есть один «читательский отзыв», который заслуживает особого упоминания. 25 июня 1874 года Джузеппе Гарибальди писал: «Дорогой мой Джованьоли… Вы изваяли Спартака резцом Микеланджело…» Эта пышная похвала оказалась правдой: книга до сих пор полна жизни и страсти.
Историческая достоверность в описании быта и культуры Древнего Рима адекватна времени создания книги. Рафаэлло Джованьоли был не только писателем, но в первую очередь преподавателем истории. Он создал целую череду романов, посвящённых великому прошлому своей родины, и целый ряд научных исследований в области социально-политических судеб Италии.
И. Линкова
В фильме про Петрова и Васечкина главный пионерский активист идёт на хитрость: стремясь перевоспитать «страшного хулигана», он подсовывает в стопку детективов и приключений «Педагогическую поэму» Макаренко. Шутка получилась невинная, зато вполне в духе времени (начало 1980-х), уже отторгавшего идеологию советского воспитания.
Прошло двадцать лет. И после большого перерыва вышло в свет первое полное издание главной книги главного советского педагога, восстановленной по рукописям и прижизненным публикациям. Работа проделана скрупулёзная: иногда к читателям возвращается целая глава, иногда — буквально два-три слова; впервые увидел свет «Общий план» огромного сочинения, написанный твёрдой рукой человека, убеждённого в своей правоте…
Насколько актуален этот серьёзный издательский шаг?
Разумеется, не каждый современный тинэйджер предпочтёт 673 страницы рассказа о бывших беспризорниках очередному выпуску глянцевого фэнтези, но для молодого поколения воспитателей «Педагогическая поэма» (в любом издании) может оказаться отнюдь не бесполезной. Ещё большой вопрос, что главное в этой книге — прямолинейная идеология или пристальный взгляд взрослого, способного понять, что и почему происходит с детьми каждый день, в каждой конкретной ситуации.
Безусловно одно: в любые времена не так часто встречаются учителя, которые хотят и умеют уважать своих учеников. Макаренко умел. И прекрасно понимал: как бы ни менялся мир, «всё такой же трудной и хитрой остаётся наука педагогика».
И. Линкова
Известность С.В. Михалкова настолько велика, что к ней невозможно что-нибудь прибавить. После того как Сергей Владимирович в третий раз создал текст отечественного гимна, стало очевидно, что перед нами уникальный случай — необыкновенная судьба на фоне резко меняющихся исторических обстоятельств.
Что же касается творчества для детей, которое в начале поэтической карьеры Сергея Михалкова было основным и определяющим, можно смело сказать, что стихи ранних лет и теперь не забыты. Сборники, освобождённые от советской тематики, появляются регулярно, а «Дядю Стёпу» малыши XXI века знают, пожалуй, не хуже, чем их мамы и даже бабушки в своём далёком детстве.
И. Линкова
«Aut Ceasar, aut nihil!» — «Или Цезарь, или никто!»
Девочка Ира Бугримова узнала эти слова от своего отца, профессора-ветеринара, и в тот же вечер написала в девичьем тайном альбоме:
«Aut Irina Bugrimowa, aut nihil!»
С формальной точки зрения, мы можем говорить на книжном сайте о жизни знаменитой укротительницы, народной артистки СССР Ирины Николаевны Бугримовой, потому что она написала (надиктовала) несколько книг, в частности — довольно подробную автобиографию «На арене и вокруг неё». Но дело не в этом.
Дело в том, что, вспомнив о Бугримовой, можно познакомить детей с человеком редкой «конструкции» — с тем, кто достигает цели. Причём делает это не потому, что затоптал окружающих, а потому, что победил себя.
Своих первых львов Ирина Николаевна так и назвала, поделив имя великого императора на маленькие кусочки: Кай, Юлий и Цезарь. Она ушла с арены в 65 лет, и её путь действительно не смог повторить никто. Почти невозможно удержаться от пересказа бесчисленных захватывающих эпизодов её судьбы: и тогда лев… и тогда она… Однако правильнее будет назвать давно не переиздававшуюся книгу Александра Аронова «Браво, Аракс!», которую можно читать уже в 10 лет и дальше. Это простой рассказ о небывалой жизни, написанный товарищем по профессии, режиссёром цирка. А.Аронов не был профессиональным писателем, но очень редко в руки попадает детская книжка, от которой так трудно оторваться.
Кстати. Если вам нужно поставить кого-нибудь на задние лапы, командуйте так: «Цезарь, на оф!»
И. Линкова
Первой наградой Артура Гиваргизов стало признание «Клуба детских писателей», в 2001 году он был награждён дипломом «Синяя птица» Дома детской книги.
В 2002 году издательство «Эгмонт» выпустило замечательный сборник «Классики: лучшие рассказы для детей», а вслед за ним — аналогичный стихотворный сборник. Сборники отличались нестандартностью, большинство представленных в них авторов — молодые писатели, наши современники. Рассказы и стихи Артура Гиваргизова вошли в эти сборники и принесли автору заслуженную известность и признание.
Другое несомненное достижение «Эгмонта» — серия «Город мастеров». Открывшая серию книга — сборник юмористической прозы Артура Гиваргизова «Со шкафом на велосипеде» — принесла автору звание лауреата I Всероссийского конкурса «Алые паруса».
В 2005 году в серии «Школа прикола» была издана книга «Записки выдающегося двоечника». «Записки…» в оригинальном оформлении «под школьную тетрадку» получили журналистскую премию «Медиа-фаворит».
Следом читатели познакомились с новыми произведениями А. Гиваргизова: «Хитрый Зубов», «Мы так похожи», «Про драконов и милиционеров», «Тры-тры-тры, мы, автобус, и другие…».
В соавторстве с Сергеем Георгиевым Артур Гиваргизов написал книгу по мотивам мультипликационного цикла «Три богатыря» — «Лучшие сказки о богатырях». Истории, сочетающие искромётный юмор и мудрость, рассказывают о том, как важно быть смелым и умным, бороться за правое дело. Книга вышла в издательстве «Эгмонт», пользовалась большим успехом у читателей.
Также книги Артура Гиваргизова выходили в издательствах «Самокат», «Время», «Мелик-Пашаев», «Розовый жираф», «ИД Мещерякова», «Дрофа» «Клевер». Книги великолепно оформлены. В интервью автор неоднократно говорил о том, что часто сам выбирает художников для своих книг.
Первой работой, принёсшей известность художнику, стали иллюстрации к «Русалочке» Х. К. Андерсена, над которой он трудился почти два года. Ломаев сомневался, примут ли ее, но существенным плюсом для художника было то, что он не зависел от сроков и пожеланий издательства. Восхитительные сказочные рисунки в то же время очень правдоподобны и впечатляющи. Иллюстрации выполнены в теплой гамме золотисто-персиковых оттенков, постепенно переходящих в холодную бирюзово-синюю гамму морских глубин. Русалочку с рыбками в волосах, похожими на цветы, красоту подводного царства, добрых дельфинов сменяют изображения страшной колдуньи и жутких мурен с кружащимися над ними акулами. Несмотря на восхищение, с которым книга была принята читателями, Антон Ломаев хотел бы «через какое-то время вернуться к этой сказке и оформить ее совершенно иначе».
Позже Ломаев сделал рисунки ещё к нескольким сказкам Андерсена, проиллюстрировал Шарля Перро, братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Особое место в его творчестве занимают работы по книгам Дианы Уинн Джонс, Джеймса Крюсса «Тим Талер, или проданный смех», Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей» и др.
Антон Ломаев неоднократно награждался российскими и международными премиями в области искусства книги и иллюстрации, среди которых премия «Золотое яблоко» (BIB Golden Apple) Международного конкурса иллюстраций книг для детей и юношества в Братиславе (2019), Почётный диплом Международного совета по детской книге IBBY (2018), Prix l'esprit de l'engagement / Приз за дух вовлечённости, Best creator of children's, ESFS (European Science Fiction Society (2015), премия Всероссийского конгресса фантастов «Странник» (2001). Он также лауреат Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги» (2013, 2014, 2018, 2019) и Международного конкурса государств-участников СНГ «Искусство книги» (2020).
Книги с иллюстрациями Антона Ломаева издаются в разных странах мира, в числе которых Франция, Германия, США и Китай.
Среди петербургских художников-иллюстраторов, номинированных Санкт-Петербургским отделением национальной секции IBBY на BIB – 2021, Россию представлял также Антон Ломаев.
Началось все с курсов Анны Старобинец в ноябре 2020 года, летом 2021 года Анастасия записалась на курсы писательского мастерства Анны Никольской, затем осенью окончила Школу детской книги и получила диплом специалиста по издательскому делу в области детской книги. На её счету более десяти курсов писательского мастерства: курс «Дет.Лит.Про» в Creative writing school, «Однажды в сказке» от Band, курс по драматургии «Живая материя», марафон по писательскому самоопределению «ЛитОса» и др.
Спустя два года с прихода в профессию она уже делится с начинающими писателями секретами своего успеха в роли спикера (мастерская Анны Никольской) и наставника (Школа детской книги). Участвует в работе книжного фестиваля «Красная площадь», Московской международной книжной ярмарки, Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№. Ведёт передачу для развития креативного мышления «Зарядка для мозга» на радио «Атлантида».
Летом 2022 года Анастасия Хачатурова стала участником 16 семинара молодых писателей, организованного Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ (СЭИП). Иллюстрации на стихотворную историю Анастасии «Жора у забора», сделанные Александрой Беляковой, попали в шорт-лист Международного фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы МОРС.
Первую книгу Анастасии Хачатуровой «Как воспитать пингвина, или Приключения Чейзи и Зои» (2022) составили двенадцать небольших историй о девочке Зои и поселившемся в их доме пингвине Чейзи. Прообразом главной героини стала старшая дочь Анастасии Хачатуровой Злата.