15 марта
15 марта родился Владимир Фаворский (1886-1964), русский художник, книжный график

Владимир Фаворский

Историки искусства рассказывают, что художник Фаворский был необыкновенно разнообразен и щедр в своём творчестве. Он исполнял «гравюры на дереве и линолеуме, рисовал портреты и пейзажи, создавал на стенах общественных зданий фрески и мозаики, работал как художник театра, делал керамические блюда и тарелки, декоративную скульптуру для зданий и миниатюрные рельефы из слоновой кости…» Но это разнообразие не меняет сути: прежде всего и навсегда Владимир Андреевич Фаворский стал человеком книги — иначе не скажешь. Он называл книгу «инструментом для чтения», «пространственным изображением литературного произведения», был одновременно теоретиком и практиком книжного мастерства.

«…Когда мы перелистываем нашу книгу, то мы как бы видим все правые страницы… когда мы перевёртываем правую страницу, то ожидаем тоже правую, и левая страница оказывается для нас несколько неожиданной, мы на неё как бы оглядываемся. Поэтому все титульные листы, спуски (то есть начальные страницы, где текст печатается не с самого верха), заставки ставятся на правой странице — они ведут нас в глубь книги…» — эти строчки из «Рассказов художника-гравёра» доступны даже самому неискушённому читателю. Владимир Андреевич по просьбе издательства «Детская литература» надиктовал книгу незадолго до смерти и рассказал в ней не только о премудростях книжного дела, но больше всего о своей работе над конкретными изданиями.

Литературные соавторы художника Фаворского — это избранное общество небожителей: Пушкин, Лев Толстой, Уильям Шекспир, затерявшийся в веках гениальный автор «Слова о полку Игореве»… Было бы смешно выбирать «лучшую» книгу, но работа над «Словом…» — особенная. Художник возвращался к этому тексту четыре раза и создал разные варианты для каждого издания. Разговаривая об этом с детьми, он углубляется в историю, комментирует свои иллюстрации и, преклоняясь перед исконным героизмом русских воинов, позволяет себе только одну строку о современности: «Так и в последнюю Отечественную войну наши солдаты, наверно, разговаривали с родной рекой Волгой…». Читатель может никогда не узнать, что на этой Отечественной войне погибли два сына Фаворского, два таланта, проявившие себя ещё в юности.

Завершается рассказ о «Слове…» признанием редким в устах строгого и сдержанного мастера. Он говорит, что хотел бы «…соединить всю книгу в одну песню… Добился ли я этого, это вам судить».

И. Линкова

15 марта родился Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015), русский писатель

Валентин Григорьевич Распутин

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» — как искупление той вины — непридуманная и душераздирающая в своей пронзительной правде история.

Всё так и было в послевоенные голодные годы: «…Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зёрна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придётся всё время думать о еде».

Кто знает, выжил бы тот мальчишка-пятиклассник, если бы не доброта и чуткость одного человека — учительницы французского языка?..

Позднее Валентин Распутин признавался: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

15 марта родилась Екатерина Тимашпольская (р. 1971), российский детский писатель

Екатерина Тимашпольская

Школа для Екатерины Тимашпольской — неиссякаемый источник необыкновенных и интересных историй, которые она много лет записывает. А благодаря поддержке отца, который всегда мечтал, чтобы дочь стала детским писателем, нашла в себе силы и смелость эти истории доработать и написать книгу для детей.

В 2015 году в издательстве «Время» увидела свет первая часть трилогии о приключениях обычного мальчишки Мити Тимкина — «Митя Тимкин, второклассник». Екатерина признаётся, что прототипом главного героя выступил её сын, но только как образ мальчика. Захватывающие приключения главного героя не имеют отношения к семье Екатерины Борисовны, все их она выдумала.

Книга написана от лица Мити и в ней много личного: мысли, переживания, наблюдения. Он фантазёр и оптимист, верит в свою мечту, чудеса и волшебство. А дети, считает писательница, любят читать про своих сверстников, так похожих на их друзей и одноклассников.

У Екатерины Тимашпольской есть уникальный опыт обучения школьников с первого до выпускного класса. Преподавая в младших классах, она вела дневник под названием «Хроники учителя младших классов», в котором записывала забавные вопросы, рассуждения, смешные слова своих учеников. Со временем переработала тексты, создав ряд художественных образов. Так родилась трилогия о молодой учительнице Кате Ершовой и её неугомонных учениках, с которыми она ищет старинный клад, танцует на балу, участвует в музыкальном конкурсе, печёт блины, общается с монстром и переживает множество других не менее интересных событий.

Читать об авторе на Продетлит

15 марта родился Юрий Бондарев (1924-2020), советский и российский писатель

Юрий Бондарев

Летом 1941 года вместе с десятками тысяч московских комсомольцев, Юрий Бондарев принимал активное участие в создании защитных сооружений под Смоленском. Затем уехал в Актюбинскую область, куда была эвакуирована семья. Юноше довелось поработать в колхозе, забойщиком и откатчиком на угольной шахте.

Весной 1942 года он был призван на военную службу и отправлен на учёбу во второе Бердычевское пехотное училище, перебазированное в Актюбинск. Завершив ускоренный курс обучения, молодой человек в звании сержанта был отправлен на Сталинградский фронт, где командовал миномётным расчётом. В боях за город Котельниково был ранен, и после лечения в госпитале продолжил службу в составе стрелкового полка двадцать третьей стрелковой дивизии Воронежского фронта. В 1943 году принимал участие в форсировании Днепра и освобождении Киева, воевал в Польше и на границе с Чехословакией.

В 1944 году Бондарев учился в Чкаловском училище зенитной артиллерии, по окончании которого был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по состоянию здоровья. Великую Отечественную войну будущий писатель окончил в звании младшего лейтенанта.

Фронтовые подвиги Юрия Бондарева были отмечены орденом Отечественной войны I степени, двумя медалями «За отвагу», медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями. Вернувшись в Москву, Юрий решил получить мирную специальность, поступил на шофёрские курсы, а через непродолжительное время подал документы на подготовительное отделение Московского авиационно-технологического института. Но его неудержимо влекло к литературе. Будучи ещё курсантом военного училища, Бондарев возобновил свои литературные опыты — стал писать стихи и прозу, поэтому решился подать заявление на сценарное отделение ВГИКа. Вскоре он узнал, что в Москве есть институт, где учат писательству. 

Повесть «Батальоны просят огня» наполнена мыслями о жизни и смерти, о способности человека принимать верные решения и преодолевать страх, столкнувшись с тяжелейшими обстоятельствами. Также большое внимание автор уделяет вопросам нравственного и психологического выбора человека на войне.

Свой значительный военный и жизненный опыт Бондарев сумел представить как опыт своего поколения. Повесть стала событием в советской литературе, заслужила признание читателей и литературных критиков. Константин Симонов подчёркивал, что «Батальоны просят огня» многому научили даже самых маститых писателей.

«Батальоны просят огня» — первое художественное произведение Юрия Бондарева в ряду «лейтенантской прозы», которая отличалась предельной правдивостью в изображении всех ужасов войны, описывала не только победы, но и крупные поражения, ту страшную цену, которой далась победа.

Читать об авторе на Продетлит