Дмитрий Сиротин родился 7 апреля 1977 года в Воркуте.
В 1995 году Дмитрий Александрович стал актёром Государственного театра кукол Республики Коми. Он проработал в театре десять лет и всё это время не только выходил на сцену, но и писал тексты для театральных капустников, песни для героев спектаклей. Сиротин написал несколько инсценировок по мотивам северных народных сказок, с одной из которых — «Земные боги» — театр был приглашён на гастроли в Финляндию.
Работая на профессиональной сцене, Сиротин успешно сотрудничал с частным театром-студией «Трям», вёл в школах театральные кружки. Много лет Дмитрий Александрович был ведущим методистом Городского центра национальных культур и досуговой деятельности, где писал сценарии в стихах для массовых мероприятий, тексты для команд КВН. Дмитрий считает, что это ещё больше подталкивало к тому, чтобы всерьёз заняться литературой. Он начал изучать теорию стихосложения, современные литературные направления.
В 2012 году Дмитрий Александрович как талантливый молодой автор стал стипендиатом Министерства культуры и продолжил писать для детей. В 2014 году издательство «Феникс» выпустило книгу «Почему у кита нет ушей». Этот добрый, ироничный, наполненный необычными рифмами сборник вызвал большой интерес у маленьких читателей. В сборнике собрались под одной обложкой вроде бы знакомые ребятам животные, однако их повадки, на которые обращает внимание поэт, становятся неожиданными и забавными. Изданный в этом же году сборник «Приходите к зайцу в гости» — благотворительный проект, книга была предназначена для детских домов.
Большой интерес вызвал сборник «СтиКОТворения», выпущенный издательством «Антология» в 2020 году. Ироничные, современные, фантастические стихи о кошках прекрасно дополняют игривые и озорные иллюстрации Валентины Дёгтевой. Сборник вошёл в лонг-лист «Литературного конкурса имени Корнея Чуковского в области детской литературы» в номинации «Лучший поэтический сборник для детей в возрасте до 7 лет».
У писателя вышли сборники и для младших школьников. «Чаепитие с бегемотом», «Кто живёт в холодильнике», «Тень гонялась за котом» привлекают неординарностью, лёгкостью и хорошим детским юмором.
- 2023 — лауреат (первое место) XIV сезона Всероссийского литературного конкурса «Новая детская книга» в номинации «Страшно интересно» (за произведение «Встретимся во сне»), специальный приз «Выбор читателей».
- 2023 — лауреат премии «Большая сказка» имени Э. Н. Успенского в номинации «Сказка» (за книгу «Человек на ладошке»).
- 2023 — лауреат (первое место) Премии по детской и подростковой литературе «Волки на парашютах» (сказочная повесть «Крибле, крабле, бумс!»).
С Джеймсом Уайтом мы познакомились ещё в начале 1970-х, когда в «мировской» серии «Зарубежная фантастика» вышел сборник «Космический госпиталь», в одночасье ставший библиографической редкостью. Название ему дала одноимённая повесть Уайта, главный герой которой, доктор Конвей, — врач, сотрудник огромной медицинской космической станции, предназначенной для помощи попавшим в беду представителям различных инопланетных цивилизаций (нельзя не отметить, что в изображении всевозможных форм внеземной жизни писатель неизменно проявляет чудеса изобретательности).
В новейшие времена мы с удовольствием прочли и другие романы Уайта о космическом госпитале; все вместе они составляют большую книжную серию, ненавязчиво и с добрым юмором затрагивающую проблемы мирного взаимодействия существ, совершенно не похожих друг на друга. «Попытки понять поведение и мыслительный процесс пришельцев, — утверждает фантаст, — помогают высветить различные стороны человеческой души. Проблема же понимать и приспосабливаться к абсолютно чужому образу мыслей и не обращать внимание на различия в цвете кожи имеет прямое отношение к противоречиям, раздирающим нашу культуру».
А. Копейкин
Об Аннинском-критике известно немало, об Аннинском-философе — тоже достаточно. Но с одной страницей биографии этого разностороннего человека мы знакомы гораздо меньше: Аннинский — кинозвезда. Актёрская карьера Льва Александровича началась давно — ему было тогда шесть лет. Об этом он сам рассказал в одном интервью: «Назывался фильм “Подкидыш”. Там по сценарию девочка попадает в детский сад и разговаривает с одним шестилетним молодым человеком. “Хочу быть танкистом”, — говорит мальчик. “Ты не можешь быть танкистом, — говорит девочка, — ты маленький”. “Хочу быть пограничником”, — твердит своё мальчик, и опять слышит, что он маленький. “Ну хоть пограничной собакой”, — не унимается этот охламон. Так вот, всё это про танкиста, пограничника и пограничную собаку говорил я и произносил совершенно бездумно. Самое интересное произошло потом. Когда через много лет этот фильм смотрели мои дети, то они, сидя возле телевизора, кричали: “Вон папка, папка, какой смешной”».
В 1958 году недолгая жизнь Генри Каттнера завершилась, и он так и не узнал, что очень скоро станет одним из любимейших фантастов всего Советского Союза. В оттепельные 60-е остроумные каттнеровские рассказы переводились у нас довольно охотно, и уже через 10 лет после его кончины издательство «Мир» расщедрилось на целый авторский сборник — «Робот-зазнайка». Особенно выделялись из общего ряда «Механическое эго» и уморительный цикл про Хогбенов — семейку мутантов. С той поры за Каттнером прочно закрепилась слава мастера короткой формы, близкого по духу Роберту Шекли, но лишь с приходом перестройки и книжного «бума» мы смогли оценить его творчество в полном объёме.
Когда мы прочли «Ярость» и «Колодец миров», оказалось, что Каттнеру не чужда и романная форма. Оказалось, что сочинял он не только научную фантастику, но и фэнтези — в меру зубодробительное, вроде «Элака из Атлантиды», однако не лишённое своеобразия и даже поэтичности; говорят, именно каттнеровский «Тёмный мир» вдохновил Роджера Желязны на создание популярнейших «Хроник Эмбера». Оказалось, что талантом своего старшего коллеги и современника восхищался сам Рэй Брэдбери, не поленившийся написать тёплое предисловие к одному из сборников Каттнера. Оказалось также, что некоторые новеллы, которые мы привыкли считать сугубо каттнеровскими (к примеру, блистательное «Лучшее время года»), на самом деле написаны либо его женой, Кэтрин Мур, либо ими обоими — в соавторстве.
Впрочем, репутации Каттнера это нисколько не повредило.
А. Копейкин
Писать Мария Ботева начала в семнадцать-восемнадцать лет – сначала сказки, потом стихи. Стала слушать рок-н-ролл, посещать фестивали Вятской рок-лаборатории, созданной Юрием Чудиновым. В студенческие годы продолжила писать сказки и стихи, короткие прозаические миниатюры, потом устроилась вольнослушателем на семинар драматургии, который вел Николай Коляда в Екатеринбургском государственном театральном институте. Начала писать пьесы. После окончания УрГУ поступила на заочное отделение факультета драматургии ЕГТИ, продолжив заниматься в семинаре Н. В. Коляды, и в 2008 году получила диплом литературного работника.
Первые постановки состоялись гораздо позднее. Пьеса «Лекарь Волька», созданная примерно в 2002– 2003 годах, была поставлена Молодёжным драматическим театром г. Тольятти в 2011 г., а инсценировка «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина – в Театре на Спасской г. Кирова в 2012 г. Детскую драматургию Марии Ботевой составляют также пьесы «Мой папа – компьютер», «Стеклянное сердце Гришана», «Столица снега», «Потеряевка», «Там, возле Большой», «Эликсир молодости».
Однако первый широкий успех принесла проза. В 2003 году сказку «Световая азбука», размещенную на сайте Проза.ру под псевдонимом Сестра Лаптева, отметило в длинном списке жюри премии «Дебют», учрежденной фондом «Поколение». Сказку заметили также в издательстве «НЛО»; эта и другая сказки были объединены в книгу «Две сестры, два ветра» (2006). Литературовед Н. В. Барковская отметила связь этих сказок с творчеством символиста Андрея Белого. В 2005 году жюри «Дебюта» отметило Марию Ботеву уже в коротком списке – за поэму в прозе «Что касается счастья (Ехать умирать)» – о родной Вятке и ее людях. В том же году писательница стала лауреатом молодежной премии «Триумф».