01 сентября
1 сентября — День знаний

День знаний

Первое сентября

Нежарким солнышком согреты,
Леса еще листвой одеты.
У первоклассников букеты.
День хоть и грустный, но веселый,
Грустишь ты: — До свиданья, лето!
И радуешься: — Здравствуй, школа!

Валентин Берестов

 

1 сентября родился Геннадий Калиновский (1929-2006), русский художник, иллюстратор детских книг

Геннадий Калиновский

«Важно лицо книги, а не лицо художника… Надо забыть себя». Далеко не каждый иллюстратор согласился бы подписаться под этими словами Геннадия Калиновского. Далеко не каждый способен и склонен так погрузиться в мир писательского повествования, чтобы будущие «картинки» стали почти наваждением, сном наяву.

Когда Геннадий Калиновский работал над иллюстрациями к «Алисе…», он превратил мастерскую буквально в закупоренную консервную банку: прервал почти всякое общение и даже окна заклеил белой бумагой, чтобы остаться наедине с образом книги. Это продолжалось полтора года, причём первые двенадцать месяцев художник карандаша в руки не брал и к бумаге не притрагивался.

Зато когда книга вышла, читатели увидели такую новую, необычную, особенную Алису, что даже история её приключений и превращений стала читаться чуточку по-другому. Была, пожалуй, только одна «тайная» деталь, которую художник Калиновский сохранил в неприкосновенности. Известно, что под именем сказочной Алисы Льюис Кэрролл привёл в книжку вполне конкретную девочку, свою десятилетнюю соседку. Первый иллюстратор книги сэр Джон Тенниел, тоже нарисовал соседку — другую десятилетнюю девочку. Геннадий Владимирович решил не нарушать традиции и нарисовал соседскую школьницу по имени Леночка…

Первое детское издание с иллюстрациями Г.В. Калиновского появилось более полувека назад, в 1953 году. Потом были и Мэри Поппинс, и Гулливер, и дядя Фёдор с котом Матроскиным, и недопёсок Наполеон… Но творческое кредо художника не менялось никогда. «Каждая книга делает меня другим», — говорил он. И это правда.

Читать об авторе на Продетлит

И.Линкова

1 сентября родился Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (1899-1951), русский писатель

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

У писателя Платонова не может быть много читателей — ни больших, ни маленьких. Редкое сердце готово к такому глубокому чувству жизни, когда кажется, что мы вот-вот увидим её причину. Редкий слух способен после обыденной, повседневной болтовни уловить непривычный строй платоновской речи, которую литературная энциклопедия робко называет «прекрасным косноязычием».

Когда после долгих лет запретов и гонений проза нового русского классика была широко напечатана, случился настоящий взрыв всеобщего читательского изумления и восторга. Но вместе с переменой века и жизненных обстоятельств шумные восторги поутихли. Остались ценители, знатоки и книги, среди которых есть немало доступного и необходимого детям.

Незадолго до смерти Андрей Платонов выпустил две книги, непосредственно обращённые к «младшим читателям». Он осуществил самобытное, смелое переложение русских и башкирских народных сказок. Перед самой войной, во время войны и сразу после неё написал удивительные рассказы, герои которых — дети («Июльская гроза», «Никита», «Корова», «Железная старуха»). Эти произведения могут стать открытием для десятилетнего человека с философским складом ума. Пересказывать их бессмысленно, потому что явления природы пересказу не поддаются. Но привлечь внимание к одному из самых сильных русских писателей очень хочется. Во всяком случае, постараться, чтобы ни одна из недавно изданных детских книг Андрея Платонова не прошла незамеченной.

И.Линкова

1 сентября родился Иннокентий Фёдорович АННЕНСКИЙ (1855-1909), русский поэт, прозаик, переводчик

Иннокентий Фёдорович АННЕНСКИЙ

О таких людях говорят: он прожил две жизни. Почти до пятидесяти лет коллеги и друзья знали серьёзного филолога, преподавателя древних языков и блестящего переводчика античных текстов. Когда в 1904 году вышел сборник стихов «Тихие песни», подписанный псевдонимом «Ник. Т-о», читающая общественность даже не заподозрила, что таинственный «никто» — директор мужской гимназии в Царском селе Иннокентий Фёдорович Анненский.

Инкогнито продержалось почти до самой смерти автора и только после неё, на фоне глубоких литературных перемен стало понятно, что именно этот поэт, «голос вне хора» (Бахтин), есть предтеча и провозвестник одного из самых интересных периодов русской поэзии — серебряного тонкого перезвона на рубеже веков.

Массового читателя у этих стихов никогда не будет. Но всегда где-то живут и подрастают избранные, другие тихие «никто», способные слышать даже отголосок звука:

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у неё одной ищу ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.

И.Линкова

1 сентября родилась Лариса Романовская (р. 1980), российский журналист и писатель

Лариса Романовская

Литературную студию «Жизальмо» в Российской государственной детской библиотеке Лариса Романовская посещала с седьмого класса, с 1992 года. Этот период своей жизни она вспоминает с особым чувством: «Там был совсем другой мир, с людьми, больше похожими на книжных персонажей. Я упорно писала стихи <...> и читала все, что попадется под руку. Любимыми авторами были Владислав Крапивин, Лидия Чарская, Марина Цветаева, Михаил Булгаков. Обожаемым — Борис Пастернак». Из писателей-фантастов Лариса отдавала предпочтение Киру Булычёву (особенно повести «Сто лет тому вперёд» и роману «Посёлок»), позже увлеклась книгами Дж. Роулинг о Гарри Поттере.

В 2011 году Л.А. Романовская с фантастическим романом (городское фэнтези) «Московские Сторожевые» приняла участие в конкурсе Российской национальной литературной премии «Рукопись года». Роман попал в Короткий список премии и в 2012 году был выпущен издательством «Астрель-СПб» (редакционно-издательский холдинг «АСТ»). Затем в «АСТ» были изданы: сборник лирики поэтов XX и XXI века «Два века о любви», включавший несколько стихотворений Л.А. Романовской (2012); продолжение «Московских Сторожевых» — роман «Вторая смена» (2014; претендовал на премию «Бегущая по волнам» в номинации «За лучший женский образ в фантастическом произведении»).

В 2016 году повесть-дневник «Удалить эту запись?», адресованная подросткам, стала лауреатом седьмого сезона «Книгуру», заняв третье место. В 2019 году её издал московский «Самокат». Произведения Л.А. Романовской, принимавшие участие в конкурсе «Книгуру» последующих сезонов, включались в Короткий список.

Читать об авторе на Продетлит

1 сентября родился Эдгар Райс БЕРРОУЗ (1875-1950), американский писатель

 

Наибольший успех — и не только коммерческий — имели книги о Тарзане; именно они принесли Берроузу мировую славу. Они переведены более чем на 56 языков, включая шрифт Брайля для незрячих и слабовидящих людей; по книгам сняты десятки художественных и мультипликационных фильмов. Основной цикл составляют 26 произведений, последнее — «Забытое приключение Тарзана» («Tarzan and the Lost Adventure», 1946). Оставшуюся незаконченной рукопись этого романа с согласия наследников Эдгара Р. Берроуза в 1995 году завершил Джо Л. Лансдейл. Двадцать семь экранизаций историй о Тарзане принесли Берроузу более двух миллионов долларов в качестве гонорара, что сделало его одним из самых богатых писателей своего времени. Спустя сто лет интерес к культовому герою Берроуза не ослабевает, а только растёт. Читатели и зрители находят в образе Тарзана новые нюансы, позволяющие ему оставаться актуальным и для современной действительности. Например, кинокритик Кристофер Корнелл считает, что Тарзан — не просто защитник своего племени, он защитник всех джунглей, всей природы, и это подчеркивает истинное благородство героя, сохранившееся в нем несмотря на жизнь вдали от светского общества и людей в целом. Другой цикл романов Берроуза, о подземном Пеллюсидаре, начался с романа «В сердце Земли» («At the Earth's Core», 1914). В цикл вошли семь произведений.

Читать об авторе на Продетлит