22 сентября
22 сентября родился Рувим Фраерман (1891-1972), русский писатель

Рувим Фраерман

Если бы ему «пришлось быть судьёй, он, вероятно, всех бы оправдывал…»

Самое удивительное, что слова эти сказаны о человеке, который прошёл две войны, проехал нашу страну в прямом смысле слова от края до края, голодал, погибал в тайге, тяжело болел и трудно работал. Но книги Рувима Фраермана действительно говорят о том, что «он признаёт за каждым человеком право на недостатки». А сам про себя он говорит так: «Я никогда не осмеливался давать готовые советы».

Долгие годы Рувим Фраерман просто не позволял себе быть писателем. Он самым активным образом работал как журналист в Якутске, в Батуме, в Москве. По ночам, вместо того чтобы спать, писал и переписывал первые страницы своей прозы. Но слово, каждое слово, казалось ему таким прекрасным, таким важным, что слова эти он нёс к бумаге, как несут последний глоток воды. После отдельных публикаций в центральных и периферийных журналах вышла, наконец, в 1931 году первая повесть «Васька-гиляк». Собственно говоря, она была написана ещё в 1924-м, но вариант следовал за вариантом, и прежде чем автор признал работу завершённой, прошло семь лет.

Только один раз, единственный за всю жизнь, книга появилась легко, как будто пришла сама: зимой 1938 года, за один месяц, буквально не отходя от письменного стола, Фраерман написал «Дикую собаку динго, или Повесть о первой любви». Назревала война. Социализм крепчал и был беспощаден. Гремели марши и лозунги. А писатель жил в селе Солотча Мещёрского края, смотрел по ночам, как ясная декабрьская луна освещает чистый снег, и негромкими словами рассказывал о превращении детства в юность, дружбы — в любовь, ревнивой злобы — в первую робкую попытку понять другого человека.

«Дикая собака динго…» стала классикой детской литературы и таковой осталась. Может быть, потому, что все запомнили, как мальчик Филька выжег солнечными лучами на собственной груди буквы Т А Н Я. А может быть, из-за тех слов, которые Фраерман приберёг для самой Тани в самом конце:

— Ведь много, очень много есть на свете людей, достойных любви. Правда?..

Читать об авторе на Продетлит

И.Линкова

22 сентября родилась Дина Бурачевская (1967-2023), детский поэт

Дина Бурачевская

С 2007 года стихотворения Дины Бурачевской начали печататься в журналах «Мурзилка», «Чиж и Ёж», «Веселые картинки», «Простоквашино», «Фонтан», «Литературной газете». Многие стихотворения публикуются в сборниках издательств «АСТ», «Детгиз», «Мир искателя», «РОСМЭН» и др.

В 2011 году вышла первая самостоятельная книга автора. Сборник стихотворений «Салют из тысячи огней» выпустил журнал «Фома» в своем приложении для детей «Настя и Никита», ставшим в 2013 году самостоятельным издательством.

Некоторые критики сравнивают Дину Бурачевскую с Агнией Барто. В своих стихотворениях Дина Игоревна говорит с юными читателями честно и обо всем. Она рассматривает такие острые для детей темы, как отчаяние, страх, ненависть, обида, любовь, радость и др.

В 2016 году издательство «Геликон Плюс» впервые публикует сборник «Дура», где Дина Бурачевская представила свою взрослую лирику. С 13 февраля 2016 года Дина Игоревна становится членом московского клуба юмористов и сатириков «Чёртова дюжина».

Читать об авторе на Продетлит

22 сентября родилась Елена Ракитина (р. 1969), детский писатель

Елена Ракитина

В 2006 г. в нью-йоркском журнале «Маленькая компания» (№ 17–18) впервые был опубликован её рассказ «Прощай, Машка!», в 2007 г. рассказ «Если бы у меня была своя планета» вышел в петербургском журнале «Костёр» (№ 10). Весной 2008 г. Е. В. Ракитина отнесла рукопись в издательство «Азбука». Большинство предлагаемых рассказов уже были опубликованы в таких газетах и журналах, как «Маленькая компания», «Костёр», «Чиж и ёж», «Кукумбер», «Мурзилка», «Пионерская правда», «Тихая минутка» и др.

По мотивам книги «Приключения новогодних игрушек» московский театр «Театр ЖИВ» поставил музыкальный спектакль «История новогодних игрушек» (режиссёр М. Разуваев, композитор Л. Сац; премьера 16.12.2014). «Приключения новогодних игрушек» шли как благотворительный спектакль Удмуртской государственной филармонии (режиссёр А. Хмелёв, постановка ижевского театра «Les Partisans»; премьера 05.01.2016). Этот спектакль поставил Государственный академический Малый театр России (премьера 06.01.2017), а также Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова в г. Уфа (постановка: Елена Баранова, режиссёр: Игорь Мешков; премьера 13.01.2018). В 2019 г. Государственный академический Малый театр России записал аудиокнигу «Приключения новогодних игрушек». В 2020 г. произведения Е. В. Ракитиной читались актёрами Академического Малого драматического театра — Театра Европы в рамках проекта «От пяти и до без конца» и артистами Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии в проекте «Ушки на подушке».

Читать об авторе на Продетлит

22 сентября родилась Анна Ревякина (р. 1983), российская писательница, член Союза писателей ДНР, член Союза писателей России

Анна Ревякина

Самым значимым произведением в творчестве Анны Ревякиной можно назвать поэму «Шахтёрская дочь» (2016). Писалась она последовательно, и её структура, состоящая из 33 частей, не случайна. Автор видит в этом числе символическую связь с возрастом Христа, символизирующим момент принятия судьбоносного решения.

«Шахтёрская дочь» — не просто история о девочке, выросшей в шахтёрском крае. Это многослойное повествование, в котором переплетаются личная трагедия, историческая память и вера в будущее. Главная героиня — Мария, девушка, ставшая снайпером, чтобы отомстить за смерть отца. Анна Ревякина, в своей характерной, глубоко личной и эмоциональной манере, рассказывает о трагическом выборе, который диктует современная, полная испытаний эпоха.

Поэма неоднократно переиздавалась, в том числе с рисунками художника-иллюстратора Юлии Толстоусовой, отчасти ставшей прообразом главной героини поэмы.

Анна завоевала любовь читателей благодаря мастерскому владению языком и умению создавать волнующие лирические образы. Вопреки распространённому мнению о том, что война порождает лишь суровую гражданскую поэзию, её творчество доказывает обратное.

Летом 2024 года Анна Ревякина, известная своими пронзительными и зачастую трагическими стихами, удивила читателей, представив на суд публики сказку.

Сказка-быль для детей и взрослых «Первая скрипка весны», появившаяся на страницах «Литературной газеты» в июне 2024 года, утверждает, что настоящее исцеление приходит не от лекарств и богатства, а от человеческой доброты и заботы, согревающих душу, как весеннее солнце. Этому не смогут научить ни в одном вузе, ни в медицинском, ни в каком другом. Простой скрипач, играющий от всей души для публики, способен на настоящее волшебство, он может превзойти даже самого титулованного музыканта, любящего в искусстве только себя.

Эта светлая и трогательная история о чудесном исцелении девочки Василисы в южном городе, полная весеннего настроения, получилась удивительно доброй и лёгкой. Она заставляет читателей плакать, но не от горя, а от переполняющего их счастья и нежности.

География публикаций А. Ревякиной охватывает как столичные издания, такие как «Литературная газета», «Юность», «Наш современник», так и региональные журналы, представляющие Сибирь, Нижний Новгород и Кубань, а также различные литературные альманахи и сборники: «ЛИФФТ», «Нижний Новгород», «Сибирские огни», «Родная Кубань», «Кузнецкая крепость, «Гостиный Дворъ» и др.

Читать об авторе на Продетлит