Защищать по-настоящему можно только тех, кого любишь. Котёнок тёплый и пушистый. Щенок пузатый и уже виляет хвостом. Но кто научит любить всех — от воробья до крокодила?
Людей, хорошо написавших о зверях, бессчётное множество. Можно начать с имён уже классических, проверенных и надёжных, как таблица умножения:
Адамсон, Акимушкин, Бианки, Брем, Гржимек, Даррелл, Лоренц, Пришвин, Сахарнов, Сетон-Томпсон, Сладков, Снегирёв, Соколов-Микитов, Хэрриот, Чарушин…
Сергей Малютин приобрёл известность прежде всего как живописец (он был членом «Товарищества передвижников»), портретист (знаменитый портрет Д.А.Фурманова) и декоратор (оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, «Кащей Бессмертный» и «Садко» Н.А.Римского-Корсакова и другие). Однако в книжной графике он тоже оставил свой яркий след. На рубеже XIX-XX вв. с иллюстрациями Сергея Васильевича вышли «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина, сборник народных сказок, песенок, прибауток и побасенок «Ай, ду-ду!».
К сожалению, большая часть иллюстративных работ художника так и осталась неизданной.
За 65 лет жизни Луис Сепульведа успел многое: поучиться на театральном факультете Национального университета, посидеть в тюрьме и под домашним арестом, когда к власти в Чили пришёл Пиночет, поскитаться по свету, поработать простым журналистом, позаниматься театральной режиссурой и попутно написать изрядное количество романов, рассказов и пьес.
Для детей на русском языке издавалась книга с длинным названием «Мама-кот, или История про кота, который научил чайку летать»; её сюжетный посыл напоминает стихотворную сказку Доктора Сьюза про слона Хортона, высидевшего птичье яйцо. Впрочем, у Сепульведы вышло ничуть не хуже, прежде всего потому что ему, несомненно, удался главный герой — кот Зорбас, чьё имя в переводе с греческого означает Живчик.
Автор адресует своё произведение тем, «кто молод, от 8 до 88»; у нас оно выпущено издательством «Азбука» в серии «Очень прикольная книга». Не знаю уж, как насчёт прикольности, но книга у Сепульведы действительно получилась живая, весёлая и жизнеутверждающая.
А.Копейкин
Человеческая судьба Глеба Горбовского настолько трудна и страшна, что почти невозможно представить, как он находил в себе силы писать для детей. Сын репрессированного, он пережил войну, побывал в колонии для малолетних правонарушителей, два года оттрубил в стройбате. В том, что взрослый, сложный и «злой» поэт, которого Генрих Сапгир назвал однажды «наиболее ярким и талантливым поэтом 60-х годов», не раз и не два принимался писать детские стихи, некоторые усматривают склонность Глеба Яковлевича к компромиссам. Всё, однако, гораздо проще: «оттепель» кончилась, и тем, кто не ушёл в глухое диссидентство, нашлось пристанище в издательстве «Детская литература». В его ленинградском отделении у Горбовского вышло несколько поэтических сборников: «Веснушки на траве», «Разные истории», «Разговоры», «Следы на земле» и другие. Широко известно его стихотворение «Розовый слон», вошедшее в хрестоматии для начальной школы и даже ставшее популярной песней.
А вот это стихотворение, посвящённое матери, мы вряд ли отыщем в детских сборниках и хрестоматиях, хотя по видимости оно вроде бы «для всех». Вскоре после ареста Якова Горбовского мать будущего поэта вышла замуж за того самого прокурора, который судил его отца, и вместе «с новой семьёй переселилась куда-то на юг».

Он получил медицинский диплом, участвовал во франко-прусской войне, достойно воевал, был ранен, но не захотел быть ни врачом, ни военным. Он хотел путешествовать, а потом писать про путешествия и подвиги.
Получилось и то, и другое.
Дотошные исследователи утверждают, что в сорока книгах Буссенара можно найти неточности и погрешности «из области ботаники, зоологии, этнографии, географии». Ну и пусть! Зато какие герои! «Им, — писал Буссенар, — нужна опасная борьба, захватывающие победы, незабываемые воспоминания».
А какие названия у этих книг: «Адское ущелье», «Ледяной ад», «Похитители бриллиантов», «Приключения в стране львов»… И разумеется, «Капитан Сорви-голова», без которого ни один уважающий себя смелый ребёнок не превратится в бесстрашного подростка. Недавние переиздания внятно говорят о том, что приключения и победы, сочинённые от души, устареть не могут.
И.Линкова