История почты — одна из самых увлекательных историй на свете. Жалко будет упустить такой замечательный повод и не рассказать ребятам, что творилось на белом свете, пока не родились Господин Компьютер и Его Величество Интернет. Пусть малолетние пользователи iPod-ов и iPad-ов услышат, как стучали колёса почтовых вагонов, или вдруг увидят, как в XVII веке бредёт по бездорожью французский почтальон на ходулях, пусть почувствуют, как начиналась, как плелась потихоньку огромная всемирная сеть человеческих отношений.
Есть много хороших книг, которые стоит вспомнить по этому поводу: «Письмо шло пять тысячелетий» Георгия Кублицкого, «Почтовые марки» Владимира Малова, «Марка страны Гонделупы» Софьи Могилевской… И конечно, «Почтальонская сказка» Карела Чапека. Только там домовые-почтовички научат, наконец, правильно разбираться в любой корреспонденции. Они уверены, что «самая младшая карта — это такие письма, в которых люди что-нибудь врут или выдумывают… Другая младшая карта — это письма которые пишут только по обязанности…». Ещё бывают «письма, которые пишутся из одной вежливости». Но лучше всех — «письма, которые написаны с любовью».
И.Линкова
Одна из его книг называется совсем просто — «Сказки». Но сказки эти не простые. Уже их названия говорят сами за себя: «Гримр-викинг», «Девассари Абунту», «Лаухми Победительница»… Это сказки-легенды. Какие-то из них Николай Константинович услышал и записал (например, сказка «Лют-Великан» представляет собой предание, с которым Рерих познакомился на Валдае, в районе Люто-озера), какие-то придумал сам, опираясь на скандинавскую или индийскую мифологию; все они — притчи «мудрейшего отгадчика древних запечатлённых тайн» (М.А.Кузмин) — продолжение его философии, родственной буддизму.
Коллеги по театру «Современник» любят, посмеиваясь, вспоминать, сколько проблем бывало у Евстигнеева с заучиванием сценического текста. Не то чтобы память у актёра была неважная, нет, но порой она его всё же подводила. Нужная реплика, как на грех, вылетала из головы, и тогда в дело шло всё: характерное евстигнеевское «мычание», многозначительное «э-э-э» и придуманная на ходу «отсебятина».
При этом никто, кроме тех же коллег, ни о чём не догадывался, настолько актёр был всегда органичен и убедителен в предложенных обстоятельствах. Любой текст — свой или написанный автором — он произносил так, как будто эти слова вот только что, сию минуту, на глазах у публики рождались на свет.
«Когда я был маленьким…» — это, конечно, начальник пионерлагеря Дынин из знаменитого фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Такого колоритного типа ни с кем не спутаешь. «Тут зрители аплодируют… аплодируют… Кончили аплодировать!»
После остросатирического Дынина Евстигнеев сыграл главную роль в первой экранизации романа А.Н.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», запомнился как профессор Плейшнер в сериале «Семнадцать мгновений весны» (кстати, о Ю.Семёнове), принял участие в фильмах-сказках «Вкус халвы», «Чёрная курица, или Подземные жители», «Сказки старого волшебника» (разумеется, если не считать десятков «взрослых» ролей в кино и театре). Но была у него ещё одна знаковая «детская» роль. Это роль Звездочёта из фильма Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку», где помимо всех прочих своих талантов актёру удалось блеснуть тонкой музыкальностью.
Теперь кто только не берётся исполнять проникновенную «Песню о звёздах», написанную для этой сказки композитором А.Рыбниковым и поэтом Ю.Кимом, — даже культовый БГ и тот её спел. Получилось мило, трогательно, но и только. Сердце не обманешь никакой «культовостью».
И вся печаль проходит, когда глядишь на небо — |
Когда эти слова произносит «безголосый» Евстигнеев, а неподражаемая Рина Зелёная подхватывает:
…Но только надо, чтобы хорошая погода |
всякий раз чувствуешь, как по телу бегут мурашки, а к горлу подступает комок.
А.Копейкин
В литературный семинар Бориса Стругацкого Святослав Логинов пришёл в середине семидесятых. Печататься было негде — редкими искорками мелькали его рассказы в журналах и антологиях, а между рассказами случались столь же нечастые публикации в научно-художественных сборниках «Глобус» и «Хочу всё знать». Лишь в 1990 году вышел крошечный сборник Логинова «Быль о сказочном звере», и стало окончательно ясно, что в отечественной фантастике появился новый талантливый автор.
Книжный «бум» начала девяностых открыл дорогу многим самобытным фантастам, в том числе из так называемого «четвёртого поколения», к которому принято относить Логинова. С именем писателя связаны первые успехи отечественной литературы фэнтези; как отмечается, его романы «Многорукий бог далайна», «Колодезь», «Земные пути», сборник «Страж Перевала» и некоторые другие произведения во многом расширяют традиционные представления об этом популярном жанре.
Если раньше романы и рассказы Святослава Владимировича мы могли предложить только старшим подросткам, то теперь писатель пытается завязать дружеские отношения и с более юной читательской аудиторией. Не так давно питерский «ДЕТГИЗ» вместе с ООО «ГРИФ» выпустил его сборник сказок, который называется «Храбрый сон».
А.Копейкин
Первый сборник рассказов для детей под названием «Полоса препятствий» увидел свет в 1963 году и включал рассказы о будничном солдатском труде, суровом армейском быте. В каждом рассказе писатель подчёркивает, что многие черты характера, которые воспитывает в молодом человеке армия, важны в жизни подростков. Мужество, выносливость, дисциплина, настойчивость в достижении цели — качества, которые высоко ценятся в человеке. Также его рассказы и повести для детей публиковались в журналах: «Искорка», «Костёр», «Смена».
В 1969 году Борис Никольский стал заведующим отделом литературы в журнале для молодёжи «Аврора». В это время он начал работать над циклом книг о воинских профессиях, о том, как солдаты становятся настоящими мастерами своего дела, настоящими защитниками Родины. Рассказы для дошкольников и младших школьников: «Кто охраняет небо», «Как я прыгал с парашютом», «Что умеют танкисты», «Как живет аэродром» вызвали массу положительных отзывов юных читателей. Впоследствии они были включены в сборники рассказов: «Солдатская школа», «Армейская азбука», «Как солдат стал солдатом».