Нет, наверное, россиянина от 10 лет и старше, который не читал или хотя бы не смотрел фильм про гостью из будущего. Но, кроме приключений Алисы Селезневой, Кир Булычев придумал еще город Великий Гусляр и его жителей, чудаков и мечтателей, которые запросто общаются с пришельцами, влюбляются в русалочек, изобретают лекарства от всех болезней.
При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё — защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».
Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…
В 1960-70-е годы, когда поколение хиппи сделало своей Библией «Властелина Колец» и фэнтези наконец осознало себя как полноценное литературное течение, на свет появилось немало книг «в традиции Толкина», со временем превратившихся в настоящую классику жанра.
Куртц сумела не затеряться на общем фоне, у молодой писательницы тоже был свой собственный мир, который она с большим тщанием и любовью создавала и украшала на протяжении многих лет. Время действия — глухое средневековье, при королевском дворе плетутся хитроумные запутанные интриги, романтические герои пребывают в вечной схватке между благородством и подлостью — что ещё нужно, чтобы провести вечерок-другой, укрывшись тёплым пледом, с книгой в руках?..
Цикл о Дерини — самое значительное сочинение Кэтрин Куртц. На сегодняшний день он насчитывает более полутора десятка романов и едва ли близок к своему завершению.
«Вопрос о соотношении науки и искусства в работе Тынянова — предмет продолжающихся и по сей день серьёзных и плодотворных споров. Одни исследователи и мемуаристы говорят о сочетании в личности Тынянова как бы двух людей — художника и учёного. Другие решительно утверждают, что два эти начала были в нём неразделимы. Однако здесь возможен ещё один ответ. Тынянов умел бывать и «чистым» учёным, не терпящим беллетризации идей и концепций, и изобретательным художником, свободным от пут жёсткой логики, и плюс к этому всему умел ещё сопрягать науку с литературой — там, где это оправдано и эффективно. Как ему удавалось это делать — тайна, разгадать которую можно, только понимая Тынянова-человека, сложную цельность его характера, глубокую и скрытую страстность натуры, редкое сочетание прямоты убеждений и всепонимающей гибкости ума» (В.А.Каверин).
Его знания были так обширны, что изумляли даже близких друзей. Эрудицией учёного и огромным художественным талантом отмечено одно из лучших его произведений, вошедшее в круг чтения подростков и юношества, — роман «Кюхля». Подробнее об этой книге рассказано в рубрике «КРУГ ЧТЕНИЯ», наряду с другими классическими романами и повестями исторического жанра.
Было время, когда детские книги Якова Длуголенского выходили одна за другой почти ежегодно. В 1960-е — «Возчик первого класса», «Дыра, где жил слон», «Жили-были солдаты», в 1970-е — «Самый трудный пост», «Не потеряйте знамя», «Два одиноких велосипеда», «Неизвестный в клеточку», «Приключение в дачном поезде», «Стена через реку», «Тик и так», «О моряках и маяках», «Вова, кастрюлька и дедушка» и другие. Жанровый диапазон был весьма широк: повести и рассказы, познавательные книжки и книжки-картинки, для маленьких и для тех, кто постарше. В 1980-е Яков Ноевич увлёкся шахматами (или отдал дань старому увлечению) и вместе с В.Заком написал об этой игре книгу «Отдать, чтобы найти!», а также вышедший несколькими изданиями «весёлый учебник» для младших школьников, который так и называется — «Я играю в шахматы». О разносторонности его интересов свидетельствует неожиданное издание — сборник американского фольклора «Были и небылицы дядюшки Джонатана», в котором Яков Ноевич выступил и как составитель, и как переводчик, и как комментатор (совместно с П.Длуголенской).
Начиная с 1990-х годов ассортимент книг Длуголенского заметно сократился. Старые вещи не переиздавались, а новые были связаны с детским чтением лишь косвенно. Судя по публикациям в толстых литературных журналах, писатель целиком сосредоточился на изучении и популяризации истории, выпустил ряд серьёзных исследований, документальную повесть «Солдаты России», а также обстоятельный двухтомник «Век Достоевского. Панорама столичной жизни».
А.Копейкин