16 ноября
16 ноября — Международный день толерантности (терпимости)

Международный день толерантности

16 ноября родился Митио Мадо (1909-2014), японский поэт, обладатель Международной Золотой Медали им. Х.К.Андерсена (1994)

Митио Мадо

Если бы можно было быстро-быстро добежать до Японии, я хотела бы в день столетнего юбилея Мичио Мадо встать под его окном с охапкой белых хризантем, хотя почти ничего не знаю про этого человека.

Молоденький —
Листок — в рамке своего контура.

Прозрачный —
Листок — в рамке из воздуха.

Наивный —
Листок — в рамке Вселенной.

Трепетный —
Листок — в рамке Времени.

Из-за всех этих рамок
Позову его тихо:
— Листо-о-ок!

Это — стихотворение для детей. Во всяком случае, в Японии думают именно так и считают Мичио Мадо классиком японской детской литературы. Сначала он был инженером, но, насмотревшись на нелёгкую жизнь ребятишек на острове Тайвань (который до 1945 года был японской колонией), стал сочинять колыбельные и потихоньку превратился в профессионального поэта. За долгие годы жизни Мичио Мадо выпустил множество стихотворных сборников. Сейчас мы перечислим несколько названий, и вам сразу захочется выучить японский: «Песенки фасоли», «Песенки вещей», «Песенки животных», «Песенки растений», «Песенки человека», «Песенки Вселенной»… Одну из этих книжек японская императрица Мичико перевела на английский язык, а проиллюстрировал издание художник Мицумасо Анно, который так же, как Мичио Мадо, является лауреатом премии Андерсена.

По-русски целой книжки до сих пор нет. Есть четыре стихотворения, которые в 1994 году перевёл для журнала «Мурзилка» Юрий Коваль; есть относительно новый (2007 года) мультфильм «Солнце — жёлтый жираф», где среди детских стихов из разных стран присутствуют строчки Мичио Мадо; есть, наконец, небольшая заметка на сайте Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, где тоже цитируются стихи этого, наверное, замечательного поэта.

И.Линкова

16 ноября родился Николай Робертович ЭРДМАН (1900-1970), русский драматург, поэт, сценарист

Николай Робертович ЭРДМАН

Можно только гадать, что бы досталось детям, если бы в начале 1930-х Николай Эрдман не был подвергнут политическим репрессиям за пьесу «Самоубийца», в которой один из героев говорит буквально следующее: «…то, что может подумать живой, может высказать только мертвый». Трудно представить, что подобную смелость позволил себе человек, который участвовал в создании самых советских кинокомедий «Весёлые ребята» и «Волга-Волга». Но это факт.

После завершения трёхлетней ссылки творчество Николая Эрдмана было разнообразным, но уже не страшным для властей. Тут-то и повезло детям: на свет появились замечательные сценарии, которые стали замечательными фильмами: «Принц и нищий», «Город мастеров», «Каин XVIII» (в соавторстве с Евгением Шварцем), «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы» (оба — в соавторстве с Михаилом Вольпиным). Про мультики и говорить нечего — их целое созвездие: «Снежная королева», «Лягушка-путешественница», «Приключения Буратино», «Дюймовочка», «Кошкин дом» и «Двенадцать месяцев» (в соавторстве с Самуилом Маршаком)…

Только не стоит терять чувство масштаба, когда речь идёт о творчестве Николая Эрдмана. Один из исследователей и почитателей пишет так: «Маяковский его просил: “Научите меня пьесы писать!” Есенин считал самым одарённым поэтом-имажинистом. Горький приглашал на Капри… Им восхищались Булгаков и Зощенко, Мандельштам и Пастернак, Платонов и Эйзенштейн… Он написал две пьесы: “Мандат” и “Самоубийца”. Всё прочее — записки на манжетах. Но кто считает?..»

Действительно, кто считает? Кто знает, что важнее: рассказать взрослым правду или детям — правдивую сказку?

И.Линкова

16 ноября родился Александр Кириллович ДИТРИХ (1926-1996), русский писатель-популяризатор

«Ну вот, дружок, мы и встретились с тобой…», — так начинается одна из многочисленных книжек А.К.Дитриха, а сама интонация этой фразы — настоящий пароль к его способу общения с детьми.

Жанр произведений этого писателя можно было бы назвать развлекательно-воспитательной популяризацией. Перечислить темы и поводы этой популяризации весьма затруднительно, потому что автор пытается растолковать детям почти всё: состав пластмассы, изготовление сахара, жизнь леса, воды, земли и т.д. Героем повествования может стать кто и что угодно, например: школьный Мелок, Ручка, тётушка Тряпка и дядюшка Глобус. При этом персонажи не только становятся трансляторами полезных знаний, но и ведут себя чрезвычайно поучительно: вот в конце большого приключения, названного «Белым по чёрному», смелый и деятельный Мелок истирается буквально до крошки и бесследно исчезает, отдав всего себя благородному делу обучения детей. Стоит ли говорить, что в прикнижных аннотациях такие литературные конструкции уважительно называются сказками. Кроме того, почти всегда проза А.К.Дитриха чередуется со стихами, живо напоминающими тот период в нашей детской литературе, когда не зарифмованный материал считался малодоступным для детей младшего возраста.

Самая характерная книга этого автора — огромный том под названием «Почемучка», созданный в соавторстве с Г.А.Юрминым и переиздающийся с завидной регулярностью. Если в анонсах книжных Интернет-магазинов вы увидите слово «Потомучка», не думайте, что произошла опечатка, — это просто следующий том, развитие неисчерпаемых возможностей тотального истолкования мира «в образной форме».

И.Линкова

16 ноября родился Макс Бременер (1926-1983), русский советский писатель

Макс Бременер

В 1956 году в журнале «Юность» была опубликована повесть «Пусть не сошлось с ответом!», которая была написана в ответ на дискуссии о «правде и лжи» в детской литературе, развернувшиеся в центральной прессе в конце 1953–1954 годов. Повесть изображала лицемерие и притворство учителей и их воспитанников, процветающие в школе, которая носила звание образцовой. Обсуждение повести состоялось 16 ноября 1956 года в Доме детской книги в рамках мероприятий Детской секции Союза писателей. Большинство участников дискуссии рассматривали её содержание однозначно и единодушно: современная школа пронизана ложью и фальшью, а самое главное в советской школе — это «воспитание правдой». Также коллеги и многие литературные критики отмечали социальную проницательность Бременера, хвалили его стиль, остроумие, умение изображать настоящие, живые характеры детей.

Вторая редакция повести под названием «Передача ведется из класса» увидела свет в 1959 году. Повесть неоднократно переиздавалась, в том числе под названием «Пусть не сошлось с ответом!».

В последующие годы у Макса Бременера вышли сборники рассказов: «Лёшкина переэкзаменовка», «Чур, не игра!», «Тебе посвящается». Герои рассказов Макса Бременера живут в разное время, но всем им приходится делать нелёгкий нравственный выбор — между чувством и долгом, между возможностью сохранить материальное благополучие и стремлением в любой ситуации остаться порядочным человеком. Писатель утверждает: человек начинается в детстве, именно тогда закладываются основы личности, которые определяют облик взрослого человека. Духовность не возникает на пустом месте, её надо воспитывать с детских лет. Детским рассказам Макса Бременера свойственен тёплый, добродушный юмор. Они весело, непринужденно и ненавязчиво повествуют о главных жизненных ценностях.

Читать об авторе на Продетлит

16 ноября родилась Наталья Щерба (р. 1981), писательница в жанре подростковой фантастики и фэнтези

Наталья Щерба

Наталья Щерба не только увлекалась фантастикой, но и занималась самостоятельным изучением физики и математики. Ее всегда увлекала тема времени и пространства. В конечном счете она решила создать сказочную историю про Время, где оно было бы не слепой и разрушительной силой, а волшебной и созидающей. Рукопись, озаглавленная «Часовой ключ для Василисы» завоевала гран-при конкурса «Новая детская книга» от издательства «РОСМЭН» в номинации «Приключения и фэнтези». Ее роман был выбран среди трех тысяч других работ. На своей странице Вконтакте Наталья Щерба пишет: «В то время никто не издавал подростковую литературу, поэтому несколько лет я просто получала отказы. Эксмо, АСТ, Азбука, Альфа, А-ба-ба-га-ла-ма-га, КСД и пр. присылали вежливые отказы: «Текст хороший, но коммерчески невыгодный». Когда издательство «Росмэн» объявило о конкурсе, я удивилась, что даже условия принятия работ полностью соответствовали моей книге и, конечно, отослала. Признаться, тогда я уже была на грани и подумывала о том, чтобы просто писать для себя. А потом был короткий список, победа, отличная команда и постепенное понимание, что после издания всё только и начинается — и победы, и промахи, и удачи, и разочарования. Но, тут как в сказке: главное, просто верить. И не забывать, что первое правило творчества: чем больше вкладываешь, тем больше получаешь». Кстати, именно об этом будет моя новая книга «Финиста»».

«Часодеи» — цикл из шести романов в жанре подросткового фэнтези, принесший Наталье Щербе широкую известность в России и странах СНГ. Это самый известный цикл писательницы и самый популярный среди ее аудитории (дети и подростки). Первая книга, «Часовой ключ», увидела свет в марте 2011 года, а осенью того же года начались продажи второй книги цикла, «Часового сердца». В 2012 году вышли еще две книги часодейного цикла — «Часовая башня» и «Часовое имя». В 2013 году была опубликована предпоследняя, пятая книга серии — «Часограмма», а через год вышла заключительная часть книжного цикла — «Часовая Битва».

Читать об авторе на Продетлит

16 ноября – Всемирный день рукоделия

Всемирный день рукоделия

Ежегодно 16 ноября отмечается Всемирный день рукоделия. Этот праздник создали, чтобы поддержать рукодельниц и рукодельников, а также вдохновить людей на изготовление уникальных изделий.

Поздравляем со Всемирным днём рукоделия! Всех, кто творит необычное из привычного, кто создаёт красоту по-настоящему ЗОЛОТЫМИ руками! И учит этому детей!