В истории мировой литературы это случай совершенно уникальный. Ну кто ещё за одну человеческую жизнь сумел бы написать 2000 (две тысячи!) пьес, а кроме того романы, новеллы, поэмы, сонеты, романсы и песни?
И хотя бывали примеры, когда широкие народные массы, не дожидаясь кончины мастера, всё-таки соображали, что перед ними — великий писатель, а сообразив, начинали уважать его ещё при жизни, вряд ли найдётся другой автор, о котором современники сочинили молитву и повторяли её (во времена инквизиции!) всей страной:
— Верю в Лопе всемогущего, поэта неба и земли.
И.Линкова
Картинки для детских книжек Борис Кыштымов часто делал вместе со своим другом Эриком Евгеньевичем Беньяминсоном. «То, что мы работаем вдвоём, — рассказывали художники, — совсем не значит, что мы во всём одинаковые. Совсем даже наоборот.
Мы разные, и привычки у нас разные.
А вместе работать мы стали потому, что есть у нас одно общее — мы очень любим рисовать машины и всякую технику. Рисовать подробно, чтобы видно было, как одно колёсико цепляется за другое.
Мы любим рисовать и современные машины, и старинные, немножко смешные. Они тоже говорят нам о своём времени. И все они красивы, каждая по-своему. Хочется нарисовать машину так, чтобы все, увидев, сказали: “Да, она очень, очень интересная и красивая!”»
Можно уже не объяснять, что больше всего на свете Борис Кыштымов любил оформлять познавательные книги. Но это не обязательно были книги про технику. Исторические книги, книги о море, о великих путешественниках, о природе и о животных тоже требуют от художника точности, скрупулёзности и самой широкой эрудиции — словом, всех тех качеств, которыми в полной мере был наделён Борис Павлович.
Назовём лишь некоторые из его многочисленных работ, как сольных, так и соавторских: «Земля и небо» А.Волкова, «Человек и животное» Ю.Дмитриева, «Как машина азбуку учила» Б.Зубкова, «Почему вода мокрая» М.Константиновского, «Едем, плаваем, летаем» С.Сахарнова и другие.
А.Копейкин
От переводчика, фамилия которого обычно набрана маленькими буквами, зависит, как известно, судьба каждой иноземной книги.
Читательская любовь к «Хронике капитана Блада» Р.Сабатини, «Потерпевшим кораблекрушение» Р.Л.Стивенсона, к сказкам Оскара Уайльда и рассказам О.Генри во многом принадлежит Татьяне Алексеевне Озерской, которая ввела эти книги в пространство русского языка.
Список, разумеется, не полон. Если вспомнить о взрослых читателях, сразу появятся имена Ч.Диккенса, Т.Драйзера, У.Теккерея, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, Роберта Шекли и Маргарет Митчелл с её трогательными «Унесёнными ветром».
В историю нашего искусства красавица Озерская вошла ещё в одном качестве: долгие годы, до последних дней жизни она была преданной супругой Арсения Александровича Тарковского, русского поэта.
И.Линкова
В 2018 году книга «Раз — человечек, два — человечек...» увидела свет в знаменитой серии «Пёстрый квадрат» московского издательства «Эгмонт» (Издательский дом «Лев»). Родители отмечают, что стихотворения, вошедшие в сборник, позволяют познавать окружающий мир, помогают развивать фантазию и память, пополняют словарный запас ребёнка. А рисунки М. Покалёва помогают донести мысль автора, заинтриговать, вызвать интерес к прочтению книги.
Небольшие сказочные истории в стихах под названием «Лошадь улетела», полные шуток и весёлых выдумок, увидели свет в 2019 году в серии «Радуга-дуга» издательства «Октопус». В издательстве «Книжный дом Анастасии Орловой» были изданы сборники для семейного чтения «Вышел пудель погулять» и «На тракторе с троллем», а в «Энас-книга» вышел оригинальный, полный доброго юмора сборник «Новогоднее письмо».
Елена Ярышевская пробует себя и в прозе. В 2016 году вышла сказочная повесть «Подковкина». Со слов писателя, истории сочинялись для дочери Маши, которая очень любит лошадей. Но весёлая, озорная лошадка Подковкина и её друзья понравилась и другим юным читателям. Книга отличается неповторимыми иллюстрациями А. Игнатовой, которые выполнены из пластилина.
Большую популярность у младших подростков приобрели детективные повести «Дело в тёмной шляпе» и «Хомс и тайна зелёного облака», которые увидели свет в известной серии издательства «АСТ» «Прикольный детектив». Елена Николаевна признаётся, что сама с удовольствием читает детективы, ей нравится придумывать необычные истории, наполненные тайнами, загадками и приключениями. Она считает, что достоинство детского детектива в том, что автор может дать полную свободу своей фантазии, выдумать самые необычные повороты сюжета, не чувствуя себя ограниченным жёсткими рамками реальной жизни и логики, как в произведениях для взрослых. Михаил Яснов отмечал, что в детективах Елены Ярышевской так много юмора, иронии и игры смыслов и слов, что хочется вникать в текст снова и снова.