«Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она, наверное, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверное, пили чай с бубликами и брынзой. А моей мамы всё ещё не было…
И мне захотелось есть, а мамы всё не было, и я подумал, что если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждёт меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял её сидеть на песке и скучать.
И в это время во двор вышел Мишка…»
Так начинается один из лучших рассказов Виктора Драгунского «Он живой и светится». Многие люди много раз говорили о том, что эти слова очень подходят своему автору: всё, что Драгунский написал для детей, на самом деле совершенно живое и светится изнутри тёплым тихим светом.
Удивляться тут нечему. «Денискины рассказы» появились на свет почти полвека назад, вскоре после того, как у писателя появился собственный сын Дениска. И звёзды сошлись: уже взрослая, многоопытная отцовская душа оказалась готова и способна заговорить вслух о своём счастье. А так как по складу натуры и конкретным жизненным занятиям Драгунский был человеком юмористически настроенным (цирк, клоунада, крошечный театрик литературных пародий «Синяя птичка», скетчи, фельетоны, репризы), то и детские рассказы получились весёлыми, а вернее — улыбчивыми. Вот и выросло в нашей переменчивой стране несколько поколений, знающих Дениску Кораблёва и его друга Мишку лучше, чем соседа по парте.
Как всё-таки хорошо, что много-много лет тому назад эмигранты из России, родившие себе мальчика Витю в городе Нью-Йорке, потом передумали и приехали обратно вместе с маленьким сыном. То есть привезли нам из-за океана замечательного писателя Виктора Драгунского.
В 2016 году Альбертина с книгой Mon tout petit (Моя кроха) стала лауреатом премии BolognaRagazzi 2016 в номинации «Художественная литература», в этом же году книга попала в список IBBY.
Альбертина с мужем Джермано Зулло работают крайне осторожно, стараясь не оставлять своего следа в художественных вселенных друг друга. Это можно почувствовать в диалоге, в который тексты и изображения вступают друг с другом во всех их творениях. Иллюстрации не просто дополняют текст, они являются неотъемлемой частью повествования, а иногда лишний текст даже может исчезнуть, когда это позволяет развитие сюжета. Темы, представленные в работах этих авторов в переплетении философии и поэзии – универсальны. Альбертина и Джермано Зулло предпочитают задавать вопросы, а не пытаться дать ответы. Это объясняет, почему многие из их книг заканчиваются открытыми вопросами, что позволяет читателям продолжать размышлять над книгой даже после того, как они перевернули ее последнюю страницу.
Лучшими книгами Альбертины признаны La Rumeur de Venise (Венецианские слухи, 2009), Les Oiseaux (Маленькая птичка, 2012), Les Gratte-Ciel (Высоко-высоко, 2011), Ligne 135 (Линия 135, 2012).
Человеку англоязычному Финней памятен как один из тех старых мастеров, что сочиняли в своё удовольствие дивные фантастические истории с пряным привкусом восточной экзотики. Его самый известный роман — «Цирк доктора Лао» — с восторгом и вниманием читали в юности Рэй Брэдбери и Питер Бигль, Теодор Старджон и Стивен Кинг. Первый под очевидным влиянием Финнея написал широко известный роман «Что-то страшное грядёт», воспользовавшись придуманной старшим современником сюжетной схемой: Зло приходит в маленький городок под вывеской бродячего цирка. Второй отсылает читателя к Финнею, описывая передвижной бестиарий старой ведьмы — «Полночный карнавал Мамаши Фортуны» — в неповторимом и чудесном «Последнем единороге».
Первая книга — поэтический сборник «Простое утро» — увидела свет в 2004 году. Первая часть сборника была составлена из стихотворений для взрослых, вторая, под названием «Сюрприз для мамы», посвящена юным читателям. В этом же году был издан второй стихотворный сборник для детей «Пирог с начинкой».
В скором времени Татьяна КорниенкоТатьяна Корниенко решила попробовать себя в прозе. В 2008 году у неё вышла первая фантастическая повесть «Белая кошка». Захватывающий сюжет о дружбе детей-землян и инопланетян, которым совместными усилиями удалось выключить усилители зла, понравился многим читателям.
Большой читательский интерес вызвала сказочная повесть «Кикимора Светка Пипеткина». Автору удалось очень остроумно и смешно описать приключения задорной и весёлой кикиморы, которая учится в обычной человеческой школе. Добрая, волшебная и поучительная книга в 2011 году стала лауреатом Городской литературной премии имени Л. Н. Толстого.
В этом же году художественно-документальная повесть «Расскажи мне, дедушка», посвященная отцу писательницы, была награждена специальным дипломом Международной детской литературной премии им. В. П. Крапивина.
Большой творческой удачей Татьяна Корниенко считает книгу о музыке «Espressivo». «Espressivo» — это музыкальный термин, означающий «с полной отдачей», выразительно, ярко. Повесть рассказывает о стремлении заниматься музыкой и развивать свои способности, несмотря на жизненные сложности, трудности быта, зависть и ненависть. Эта повесть не только о музыке. Она о первой любви, утрате веры и победе над собой, огромной надежде на успех. Прообразами героев книги стали сын писательницы и его друзья, идущие к своей заветной цели — стать музыкантом. В 2012 году, по мнению детского читательского жюри, книга была признана лучшей на III Международном конкурсе имени Сергея Михалкова.
Одним из главных событий, повлиявших на творческую биографию Панькина, стал переезд в Тулу. Здесь он работал в областной газете «Коммунар» и Приокском издательстве редактором отдела детской и юношеской литературы, участвовал в создании отделения Союза писателей. Здесь же придумал самого знаменитого своего героя — мастера Тычку.
Имя «Тычка» подсказала Ивану Панькину Нина Щеглова, автор «Словаря оружейно-железоделательного производства XVII–XVIII веков». Сам Панькин объяснял: «Тычка — так в народе прозвали керн, инструмент для разметки деталей. А тычка не только металл, но и жизнь может откернить…»
Рассказы о мастере Тычке были собраны в книгу «Тайны старого колчана» (1964). Владимир Коркин в рецензии, опубликованной в журнале «Детская литература», обращает особое внимание на стиль этих текстов: «Каждое слово выверено на слух. Яркое образное содержание его возникает в добром окружении и согласии всего строя повествования». Впоследствии книга была переиздана много раз (последний в 2021 году), причём часто в неё включались новые истории.
Творчество Ивана Панькина отмечено множеством наград. За книгу «Легенды о мастере Тычке» в мае 1990 года был выдвинут на соискание лауреата Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской за произведения литературы и искусства для детей. 8 октября 1991 года ему вручили премию имени Сергия Радонежского за лучшие литературные произведения для детей, в 1992 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», в 1993 году — «Почётный гражданин города Тулы». А в 1995 году Иван Панькин стал первым лауреатом премии имени Н. С. Лескова, учреждённой Союзом писателей России.
В 2007 году Даниэль Пеннак написал автобиографическую книгу «Школьные страдания», в её основу легли его личные переживания двоякого рода — опыт отстающего ученика и «продвинутого» учителя.
Его произведения вдохновляют режиссёров игрового и анимационного кино. Пеннак является сценаристом 13 кинопроектов, также он появляется в фильмах в качестве актёра.
Он автор сценария мультфильма «Эрнест и Селестина: приключения мышки и медведя», написанного на основе серии сказок в картинках «Эрнест и Селестина» бельгийской художницы Габриэль Венсан. Мультфильм стал невероятно популярен, в том числе и в России. Вслед за фильмом в 2012 году появилась и книга Д. Пеннака « История Эрнеста и Селестины».
Даниэля Пеннака отличает яркая и ёмкая манера повествования, оригинальный взгляд на жизнь детей и их родителей. Его книги переведены на 26 языков и удостоены литературных премий в разных странах мира.