Чуть не с момента своего создания памятник «грустному Гоголю», одно из лучших творений Николая Андреева, вызывал самые разноречивые мнения. Хулители скульптурного шедевра обвиняли Николая Андреевича в неверной, односторонней трактовке образа великого писателя; им, видите ли, не хватало гоголевского юмора, оптимизма, этакой лукавой усмешки гения. Но вернее всех о памятнике отозвался Илья Ефимович Репин: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России».
Пожалуй, это было основное качество андреевского таланта: ухватить самую суть, запечатлеть в камне не только характер и образ мыслей, но, если можно так выразиться, историческую миссию своего героя. Таков грустный Гоголь, таков вальяжный Островский, удобно сидящий в кресле рядом со своим «домом» — Малым театром, таковы скульптурные изображения Герцена и Льва Толстого…
— Чу-че-ло-о-о! — Валька схватил Ленку за руку и втащил в круг ребят.
Они прыгали вокруг Ленки, плясали, паясничали и веселились, и каждый старался перещеголять другого:
— Чу-че-ло-о-о!
— Чу-че-ло-о-о!
— Ого-род-ное!
— Рот до ушей!
— Хоть завязочки пришей!
Крутился разноцветный круг, а Ленка металась внутри его.
Нет, это не «школьная повесть». Это «школьная трагедия» какая-то. Именно так в своё время прозвучала повесть Владимира Железникова «Чучело» — как настоящая подростковая драма. И тут же вызвала жаркие споры: кто-то счёл её откровением, кто-то, пожав плечами, проворчал, что проблемы, затронутые автором, слишком очевидны и отнюдь не новы. Разумеется, мысль о том, что дети могут быть жестоки, свежей никак не назовёшь, пусть и старалась наша детская литература закрывать на это глаза. Однако резонанс, который вызвала книжка Железникова, был не столько узколитературного, сколько общественного свойства. «Чучело» давало отличный повод и возможность сделать далеко идущие выводы о социальной природе обнаруженных писателем «болевых точек», и это качество повести весьма эффективно использовал в своём фильме Ролан Быков.
В 2017 году рукопись повести «Город Семи Ветров», написанная в соавторстве с Павлом Каретниковым, завоевала приз читательских симпатий детского и подросткового жюри Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина. В этом же году книга увидела свет в издательстве «Речь». По мнению многих читателей и литературных критиков, эта фэнтезийная повесть отличается динамичным и интересным сюжетом, подкупает доверительной авторской интонацией, написана хорошим литературным языком. Книга выделяется атмосферными, чёрно-белыми иллюстрациями Е. Жуковой, которые прекрасно дополняют творческий замысел авторов.
В 2021 году в издательстве «Время» вышел сборник, куда вошли романтичные, искренние повести «Ладожские тени» и «Сорока». В 2022 году повесть «Таинственный сосед» увидела свет в серии «Мой первый роман» издательства «АСТ». Екатерина Каретникова осталась верна себе и в этих произведениях. Это повести о первой любви, дружбе, поисках себя, взаимоотношениях в семье. Они написаны для ребят, которые стоят на пороге взрослой жизни, пытаются решать сложные проблемы, но не имеют достаточного жизненного опыта.
Многие произведения, написанные Екатериной Каретниковой для подростков, были отмечены членами жюри престижных литературных конкурсов. Повести «Штурман пятого моря», «Город семи ветров», «Белая сорока», «Вирта», «Ладожские тени», «Шесть баллов по Рихтеру» вышли в финал Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру». Повесть-сказка «Русалкин камень» была признана лучшим произведением журнала «Костёр» в 2012 году.