Не знаю, как сейчас, а в нашем детстве «садистские» стишки и «страшилки» пользовались невероятным успехом. Говорят, что среди сочинений народных поэтов бродили, утратив авторство, и некоторые стихи Олега Григорьева, тоже как будто ставшие народными. Неудивительно: и те, и другие возникли, как полуосознанный вызов отвратительному официозу, безраздельно царившему в советской детской литературе.
Судьбы поэтов, осмелившихся бросить вызов системе, всегда были незавидны. Тяжко приходилось и Григорьеву, и это отчётливо слышно в его стихах:
— Ну, как тебе на ветке? —
Спросила птица в клетке. — На ветке — как и в клетке, Только прутья редки. О.Григорьев
|
А.Копейкин
Вышедшее в 1861-1867 гг. четырёхтомное издание, скромно озаглавленное «Песни, собранные П.Н.Рыбниковым», наделало в кругах учёных-этнографов и фольклористов немало шума. Сначала составителю, как водится, не поверили, потому что тома эти скрывали в себе (а вернее, открывали любознательному читателю) целый мир, доселе никому не ведомый, — былинный мир русского Севера. Только в 3-м томе Рыбников подробно рассказал о том, как во время странствий по Олонецкому краю ему удалось записать более двухсот подлинных исторических песен, былин и «старин» — древних эпических сказаний, передаваемых из уст в уста певцами-сказителями, и тогда Академия наук спохватилась и присудила ему Демидовскую премию. А коллеги-фольклористы, затаив дыхание, принялись внимать хранителям народных песенных сокровищ, которых Павлу Николаевичу посчастливилось отыскать в Прионежье: Леонтию Богданову, Козьме Романову, Тимофею Рябинину, Никифору Прохорову, Василию Щеголёнку…
Как отмечают специалисты, «открытиям Рыбникова во многом обязаны последующие собиратели русского фольклора».
А.Копейкин
Александр Введенский выпустил около сорока детских книжек, но знают об этом немногие. Значительно шире известны факты из «взрослой» биографии поэта. Вместе с Даниилом Хармсом Введенский являлся организатором и вдохновителем знаменитой группы ОБЭРИУ (Объединение реального искусства), которая в 1930 году была, в силу своей аполитичной чуждости, ликвидирована. Литературно-полицейскими мерами власть не ограничилась: в 1941-м Александр Иванович Введенский был арестован, после чего бесследно исчез, и долгие годы имя его вообще не упоминалось.
Когда справедливость (насколько возможно) была восстановлена, перед читателем предстал интересный русский поэт, смело и точно отразивший своё время. Вернее, к нам вернулись два поэта: взрослый, бескомпромиссный отрицатель общепринятого в поэзии и в жизни и рядом с ним — постоянный автор детских журналов «Чиж» и «Ёж» с его стройными и лёгкими строчками, которые написаны как будто другими буквами. Сравнивать двух Введенских глупо. Можно говорить только об огромном диапазоне этого поэта.
Я вижу
искажённый мир, я слышу шёпот заглушённых лир и тут, за кончик буквы взяв, я поднимаю слово шкаф, теперь я ставлю шкаф на место, он вещества крутое тесто… |
А вот, ветрам
послушный, Под самою луной Несётся шар воздушный Высоко над землёй. Весь город, как на блюде, Раскинулся под ним. Эй, маленькие люди, Садитесь, Полетим! |
Реалисты объясняют такое раздвоение стиля и настроения необходимостью зарабатывать деньги на жизнь. Реалисты правы. Но не совсем. Не бывает сорок книжек хороших стихов только за деньги.
По словам Натальи Карповой, в детстве она «много читала, много мечтала. Мечты были, как самые невероятные — стать диктором из телевизора, балериной, так и менее фантастические — вырасти, сделать причёску, надеть каблуки и пойти работать в детский сад воспитательницей Валентиной Ивановной. А писатель в моём представлении тогда был, кем-то вроде сказочного Деда Мороза, невиданным могущественным волшебником, живущим в особенном недосягаемом месте».
В 2006 году Наталья Карпова пришла в литературное объединение «Дмитровские зори», где её «в первый раз громко и на полном серьёзе назвали хорошим детским поэтом». Стихи начали печатать в журнале «Мурзилка», в различных периодических изданиях Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Дмитрова и других городов. Часто они были подписаны не настоящим именем, а псевдонимом — Тётушка Ау. В 2009 году в издательстве Белорусской Православной Церкви в серии «Солнечный зайчик» была напечатана её первая книжка «Море для лягушки» с иллюстрациями Людмилы Баировой.
Произведения Натальи Карповой неоднократно были отмечены литературными премиями и наградами, такими как «Золотое Перо Руси», «Самая умная Муха на свете» и др. В 2021 г. ей была присуждена премия Правительства Москвы имени Корнея Чуковского в области детской литературы в номинации «Лучший поэтический сборник для детей в возрасте до семи лет» за сборник стихов «В книжке дождики живут». Иллюстрации к нему создала художница Елена Дроботова. На страницах книги можно встретить бабушку Тучу и Дождевого, живущего в каплях дождя, а ещё самые разные дождики — и ласковый летний, и колючий осенний. На наших глазах творится волшебство — дождик поёт колыбельную бабушке, кошке и куклам, после грибного дождика в речке лягушата пекут грибной пирог, а радуга оказывается цветным хвостом дождевого петушка, прячущегося за грозовой тучей.