В повести «Ваш номер!» Наталья Дурова припоминает один эпизод из раннего детства. Было ей тогда три с половиной года. Маленькая Наташа, оставшись одна в гостинице, пошла искать родителей и заблудилась. Села и принялась плакать. Её спрашивают:
— Ты что плачешь, девочка?
Она молчит.
— Ты чья такая, девочка?
А она отвечает:
— Цирка.
Принадлежность к династии Дуровых, можно сказать, определила её судьбу. Видно, на роду ей — в буквальном смысле — было написано стать дрессировщицей. Крошечная девочка, она без страха подходила к слонам и верблюдам, к медведям и морским львам. Её папе говорили:
«— Ах, Дуров, Дуров! Странно вы воспитываете своего ребёнка. Как можно маленькую девочку одну подпускать к животным. И о чём вы только думаете!
Отец смеялся:
— Думаю о воспитании. Ищу свой метод. Хотите, поделюсь. Она должна вырасти сильной и бесстрашной. Если с детства ей привьётся вера в животных-друзей, значит, вырастет настоящий дрессировщик».
Так оно и случилось.
А. Копейкин
В филологи-античники он пошёл потому, что «античность была дальше от современности и меньше подвержена идеологическим перетолкованиям. Я колебался, идти ли мне в историки или в филологи; но решил, что на филологическом факультете я лучше научусь истории, чем на историческом научился бы литературе. Кажется, так и получилось».
О своей «Занимательной Греции» (см.: Коротко: Гаспаров М.Л. Занимательная Греция), к настоящему времени уже многократно переизданной, Михаил Гаспаров отзывался с весёлой небрежностью: «Эта книга — отход производства от одной ненаписанной научной работы».
Как говорится, побольше бы таких отходов!
Если великий учёный снисходит до того, чтобы поделиться с «простыми смертными» тайнами своей науки, нам ничего не остаётся, кроме как, исполнившись благодарности, изо всех сил вбирать в себя каждое слово. Однако Гаспаров — из тех великих, кто даже в самых популярных своих работах никогда ни до кого не «снисходит». Он относится к читателю, как к равному себе, доверяет его любознательности и надеется, что в случае чего все трудные и непонятные места будут прочитаны им не единожды.
Сейчас, когда кто угодно может написать о чём угодно, крохи с рабочего стола носителя подлинного знания представляются особенно ценными.
А. Копейкин
В 1913 году окончил мореходное училище. По совету кузена поступил в частную студию живописи и фотографии в Либаве, где посещал лекции профессора Эрнста Гренцинга. Именно Гренцинг поручил Тиссэ работу с кинокамерой «Пате», что положило начало его пути в кинематограф.
Первые работы включали съемку документальных и хроникальных фильмов. Во время Первой мировой войны снимал военную кинохронику. Участвовал в Гражданской войне. С 1918 года работал в Московском кинокомитете, а в 1919-1923 гг. снимал важнейшие военные события на Урале, в Поволжье, Сибири и Крыму. За эти годы им было смонтировано около двухсот частей кинохроники.
Ключевым этапом в карьере стало сотрудничество с режиссёром Сергеем Эйзенштейном, начавшееся в 1924 году. С Сергеем Эйзенштейном он работал над легендарными фильмами — «Стачка», «Броненосец „Потемкин“», «Октябрь», «Да здравствует Мексика!», «Бежин луг» (работа была приостановлена), а также «Иван Грозный» (натурные съёмки). Писатель Валентин Катаев отмечал, что Тиссэ превратил операторское ремесло в настоящее искусство, где каждый кадр был маленьким графическим шедевром.
С 1921 года преподавал операторское мастерство в Государственной школе кинематографии (ныне ВГИК).
Тиссэ внес значительный вклад в развитие советского кинематографа, перенеся из документального кино в художественное такие приемы, как съемка с движения, передачу масштаба происходящего и умение схватывать кульминационные моменты.
Эдуард Тиссэ скончался 18 ноября 1961 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.