«Ну кто сейчас читает подобное старьё?» — спросите вы. Спорить не буду, теперешний выбор фантастики так фантастически, прошу прощения за тавтологию, богат, что на этом фоне писателя В.Орловского, публиковавшегося в далёкие 1920-е годы, можно справедливо отнести к категории прочно забытых. Однако уже в новейшие времена он нет-нет да и напоминал о себе — то в научно-популярном журнале «Химия и жизнь», перепечатавшем рассказ «Штеккерит», то в познавательно-развлекательных «Чудесах и диковинах» («Из другого мира»), то в ставропольской антологии «Прекрасные катастрофы», а то и в московском альманахе «Цех фантастов», отдавшем значительную часть своих страниц роману «Бунт атомов», который известным критиком Всеволодом Ревичем, автором предисловия, был недвусмысленно назван лучшим романом своего времени на тему ядерной угрозы.
В деталях Орловский, конечно, ошибся. Он не смог предугадать ни то, что ядерный взрыв будет практически мгновенным (его огненный шар увеличивается в диаметре лишь на несколько сантиметров или метров в сутки), ни то, что за ядерным взрывом последует радиоактивное заражение местности. Тем не менее, предупреждение прозвучало достаточно впечатляюще, хотя и не было услышано беспечными современниками. И только коллеги Орловского, писатели-фантасты, по словам библиографа и знатока ранней НФ Игоря Халымбаджи, беззастенчиво воспользовались его новаторскими идеями: «…огненный шар из “Бунта атомов”, втягивающий в реакцию распада всё окружающее вещество, “заимствован” А.Казанцевым в романе “Пылающий остров”; сюжеты “Машины ужаса” и “Человека, укравшего газ” — А.Беляевым (во “Властелине мира” и “Продавце воздуха”, соответственно)».
А.Копейкин
Краткий текст | В. ОРЛОВСКИЙ |