Сын своего отца, члена организации «Народная воля», Юрий Анненков вошёл в начало XX века таким решительным и мощным шагом, каким входят победители. Это он сделал иллюстрации к поэме А.Блока «Двенадцать». Даже не иллюстрации, а, по словам самого поэта, «параллельный графический текст». Первое издание 1918 года вышло в свет так называемым библиофильским тиражом в триста экземпляров, и двадцать пять из них были раскрашены от руки.
Произошёл настоящий читательский бум. Издательство не растерялось и в том же году напечатало поэму ещё два раза, уже по десять тысяч экземпляров. А на следующий год в Москве молодой актёр А.Кторов прочитал Блока при большом скоплении публики и «в сопровождении специально раскрашенных для этой цели художником иллюстраций, которые проецировались на экране, увеличенные до размера плакатов». Режиссёром этой «экранизации» был сам Юрий Анненков.
Вскоре появляются его портреты — большая графическая серия, которая заняла в нашем изобразительном искусстве совершенно особое место. Причин для этого две: состав портретируемых и манера исполнения. Кто-то сказал, что Анненков сумел раскрыть «формулу» лица. Это истинная правда. С тех пор потомки могут встретиться лицом к лицу с литературой и политикой времён большого русского взрыва. Перед нами Ахматова, Блок, Ходасевич, Хлебников, Горький, Чуковский, Шкловский, Замятин, Ленин, Троцкий, Керенский… Какая уж тут детская литература!
Между тем, художник Анненков мечтал проиллюстрировать поэму Корнея Ивановича Чуковского «Крокодил». Строгий Чуковский отверг эскизы и предпочёл художника Ре-Ми. Зато в 1923 году появился «Мойдодыр», где Юрий Павлович, как говорится, взял своё. Если вы найдёте эту книжку, недавно (к счастью!) факсимильно переизданную, вы увидите, что у привычного «Мойдодыра» есть подзаголовок: «Кинематограф для детей». Именно так и поступил Анненков. Какая там «динамика»! Это заскорузлое слово кажется дохлой черепахой в сравнении с тем, что творится на страницах книжки. Всё бежит, летит, плещет, хлещет и, того гляди, рванёт с бумаги прямо в читателя. Это не только темперамент художника. Это темперамент времени.
Больше к детской литературе Юрий Анненков не возвращался. В 1924 году он уехал в Париж, прожил там пятьдесят лет, успешно работал как художник театра и кино, даже получил за это «Оскара». Стал немножко писателем, и его мемуары «Дневник моих встреч» — прекрасный аккомпанемент к уникальной серии портретов.
И.Линкова
Краткий текст | Юрий Павлович АННЕНКОВ |