Иногда кажется: все любят Зиновия Гердта не за то, что он хороший актёр, а за то, что хороший человек. Это было понятно даже тогда, когда никто, кроме друзей и коллег, его не видел, потому что очень долго, до середины 1960-х годов, Зиновий Гердт был только голосом. Но и голоса вполне хватало, чтобы поверить тому, кто так говорит.
Почти сорок лет, с 1945-го по 1982-й, Зиновий Ефимович работал в Центральном театре кукол под руководством Образцова. Взрослым тогда достался неподражаемый Конферансье из «Необыкновенного концерта», а детям — десятки самых разных ролей в самых разных спектаклях. Фильмы Гердт дублировал взрослые, но когда дело дошло до мультиков, стал и капитаном Врунгелем, и большим Моржом в истории про маму для Мамонтёнка, и совершенно «правильным», точно таким как надо, Муми-папой в анимационной трилогии про Муми-тролля и комету.
После появления Гердта на игровом экране картины посыпались буквально одна за другой. И тут всё стало совсем удивительно: не герой, не красавец, старый человек, мелькнувший иногда только в эпизоде, исполнитель почти сплошь комедийных ролей, запоминался почему-то как философ и учитель жизни. Даже тогда, когда играл кого-то «отрицательного» (как в фильме «Тень») или кого-то откровенно пародийного (как в телефильме «Мэри Поппинс, до свидания!»).
«Растрогать можно только искренностью», — говорил Зиновий Гердт. Его судьба доказала, что искренность и вправду самый редкий талант. Никакое актёрское мастерство не может с ней сравниться.
И.Линкова
Краткий текст | Зиновий Гердт |