Если поставить маленький эксперимент и прочитать одновременно две короткие заметки об издателе Суворине, опубликованные с промежутком в тридцать два года (1972-2004), можно подумать, что речь идёт о разных людях. Один Суворин всё время был озабочен общественно-политическим положением в стране: то поддерживал Чернышевского и подвергался за это суду, то превращал свою газету «Новое время» в рупор «национализма», «шовинизма» (по словам Ленина) и заслужил от Салтыкова-Щедрина кличку «Чего изволите?». Другой Суворин (в постперестроечном варианте) твёрдо шёл дорогой народного просветителя и талантливого предпринимателя, не забывая при этом о собственном творчестве: начал журналистом и театральным обозревателем, а закончил созданием театра, в котором собственные его пьесы «шли с успехом».
Попробуем абстрагироваться от разночтений и крайностей, продиктованных конъюнктурой. В «сухом остатке» получится:
— шесть с половиной миллионов книг, изданных фирмой Суворина и разошедшихся по всей России;
— художественная литература широкого спектра, литература по искусству, справочная литература и т.д.;
— общедоступная серия «Дешёвая библиотека», то есть книги карманного формата, действительно дешёвые, содержащие тексты от Софокла и Гёте до Тургенева и Лескова (в частности, «дешёвый Пушкин» — 10 маленьких томиков, изданных тиражом в 100 тысяч экземпляров).
В качестве смелой гипотезы предположим, что в домашних библиотеках комментаторов любого толка эти книги мирно стоят до сих пор.
И.Линкова
Краткий текст | Алексей Сергеевич СУВОРИН |