Читать Сухомлинского в начале XXI века довольно трудно. Даже не потому, что он регулярно ссылается на Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию и Программу КПСС как источник устремлённости в будущее. Смущает и «тормозит» объективное восприятие текста его тон, не подразумевающий ни сомнений, ни возражений. Это очень обидно, потому что реальный многолетний опыт превращения обычной сельской школы в так называемую «школу радости», реальная попытка «очеловечить» отношения учителя с учеником и в каждом ребёнке видеть личность — всё это на самом деле очень даже заслуживает внимания. Не удивительно, что несколько десятилетий назад сочинения с говорящими названиями «Сердце отдаю детям», «Письмо к сыну» и т.д. были настольными книгами советской интеллигенции, озабоченной будущим своих детей.
Сухомлинский не без гордости признавал, что в основе всей его литературной деятельности — «три тысячи семьсот страниц в записных книжках», которые ведутся неустанно. На одной из таких страниц написано: «Альфой и омегой моей педагогической веры является глубокая вера в то, что человек таков, каково его представление о счастье».
И.Линкова
Краткий текст | Василий Алексеевич СУХОМЛИНСКИЙ |