15 марта родился Владимир Фаворский (1886-1964), русский художник, книжный график
Хиты : 1384
от Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Владимир Фаворский

Историки искусства рассказывают, что художник Фаворский был необыкновенно разнообразен и щедр в своём творчестве. Он исполнял «гравюры на дереве и линолеуме, рисовал портреты и пейзажи, создавал на стенах общественных зданий фрески и мозаики, работал как художник театра, делал керамические блюда и тарелки, декоративную скульптуру для зданий и миниатюрные рельефы из слоновой кости…» Но это разнообразие не меняет сути: прежде всего и навсегда Владимир Андреевич Фаворский стал человеком книги — иначе не скажешь. Он называл книгу «инструментом для чтения», «пространственным изображением литературного произведения», был одновременно теоретиком и практиком книжного мастерства.

«…Когда мы перелистываем нашу книгу, то мы как бы видим все правые страницы… когда мы перевёртываем правую страницу, то ожидаем тоже правую, и левая страница оказывается для нас несколько неожиданной, мы на неё как бы оглядываемся. Поэтому все титульные листы, спуски (то есть начальные страницы, где текст печатается не с самого верха), заставки ставятся на правой странице — они ведут нас в глубь книги…» — эти строчки из «Рассказов художника-гравёра» доступны даже самому неискушённому читателю. Владимир Андреевич по просьбе издательства «Детская литература» надиктовал книгу незадолго до смерти и рассказал в ней не только о премудростях книжного дела, но больше всего о своей работе над конкретными изданиями.

Литературные соавторы художника Фаворского — это избранное общество небожителей: Пушкин, Лев Толстой, Уильям Шекспир, затерявшийся в веках гениальный автор «Слова о полку Игореве»… Было бы смешно выбирать «лучшую» книгу, но работа над «Словом…» — особенная. Художник возвращался к этому тексту четыре раза и создал разные варианты для каждого издания. Разговаривая об этом с детьми, он углубляется в историю, комментирует свои иллюстрации и, преклоняясь перед исконным героизмом русских воинов, позволяет себе только одну строку о современности: «Так и в последнюю Отечественную войну наши солдаты, наверно, разговаривали с родной рекой Волгой…». Читатель может никогда не узнать, что на этой Отечественной войне погибли два сына Фаворского, два таланта, проявившие себя ещё в юности.

Завершается рассказ о «Слове…» признанием редким в устах строгого и сдержанного мастера. Он говорит, что хотел бы «…соединить всю книгу в одну песню… Добился ли я этого, это вам судить».

И. Линкова

Краткий текстВладимир Фаворский