Обольщаться не стоит: вряд ли среди молодых читателей найдётся много поклонников неброской и неспешной прозы Сергея Антонова, которая оказалась так нужна в середине минувшего века. Сквозь барабанную дробь официального соцреализма она звучала по-человечески, а критики называли эту тихую прозу «пастельной» и даже «чеховской». Особенно трогательно выразился один мастер формулировок, сказавший, что главная черта писателя Антонова — «уверенность в изначальной доброкачественности (!) человека из народа».
К концу жизни Сергей Петрович изменил интонацию своих повествований вслед за временем, изменившимся жёстко и круто. Но главные его книги — «Поддубенские частушки», «Порожний рейс», «По дорогам идут машины» — останутся искренним свидетельством человека, который хотел и умел видеть то простое-хорошее, что существует всегда, даже рядом с очень плохим.
Если же обратиться к пресловутым литературным баталиям советских времён на тему «так ли прост простой человек», творческая позиция Сергея Антонова окажется на голову выше всех этих шумных дебатов. Не стоит забывать: именно писатель Антонов стал автором повести, а потом сценария любимого до сих пор душевного фильма «Дело было в Пенькове», а также соавтором сценария одной из самых психологически тонких советских кинокартин — «Полёты во сне и наяву».
И.Линкова
Краткий текст | Сергей Петрович АНТОНОВ |