
Нет-нет, один из классиков советской анимации Леонид Амальрик не вдруг и не сразу стал мастером нарисованных детских сказок. Родившийся в самом начале минувшего века, он оказался свидетелем и участником становления отечественного кино, работал на студиях «Межрабпом-Русь» (позднее — «Межрабпомфильм»), «Госвоенкино», много занимался киносатирой и, как утверждает Википедия, к середине 1930-х годов стал «самым известным мультипликатором Москвы».
Только в 1939 году появился фильм «Лимпопо», вдохновлённый текстами Чуковского, а в 1941-м — «Бармалей» (оба — совместно с Владимиром Полковниковым). Во время войны Леонид Алексеевич занимался необходимым. Например, сделал инструктивную учебную мультипликацию «Немецкая оборона и её преодоление». Но как только война кончилась, режиссёр и художник Амальрик окончательно превратился в сказочника — настоящего соавтора Андерсена, Маршака, Мамина-Сибиряка, Куприна…
С тех пор можно целых полчаса любоваться самой трогательной на свете «Дюймовочкой» (это довольно длинное кино), можно двадцать восемь минут и сколько-то секунд смотреть и слушать мультипликационную оперу «Кошкин дом» — чрезвычайно поучительную, но при этом такую милую! «Серая шейка», «Девочка и слон» — «литературный» кинематограф Леонида Амальрика всегда отличается особой мягкостью, бережным отношением к детскому переживанию. Большая советская энциклопедия когда-то похвалила этого режиссёра за «утверждение современной сказки». Конечно! Кто же не видел, как «Стрела улетает в сказку»? Кто же не знает историю «Про бегемота, который боялся прививок»?
К сожалению, сделав в 1971 году свой последний фильм «Терем-теремок», Леонид Амальрик прекратил работу в кинематографе. И ни один источник не хочет сказать — почему.
И.Линкова
| Краткий текст | Леонид Алексеевич АМАЛЬРИК |
