«Детский театр не может быть плохим театром, а если он плохой, его нужно немедленно закрыть».
«Театр как для взрослых — только ещё лучше!
Всё лучше: и драматургия, и игра актёров, и режиссёрское искусство».
С такими мерками подходил к театру для детей создатель знаменитого Ленинградского ТЮЗа Александр Брянцев. Своим железным принципам он оставался верен до конца жизни. И, по свидетельству актёра Бориса Чиркова, «в свою веру обращал всех сотрудников театра. И собирал вокруг себя людей, которые хотели и могли следовать его убеждениям».
С Брянцевым «хотели и могли» работать как драматурги С.Я.Маршак, Е.Л.Шварц, А.Я.Бруштейн, В.А.Каверин; известный композитор Н.М.Стрельников был у него заведующим музыкальной частью; ему беспрекословно подчинялись замечательные актёры: помимо упомянутого Бориса Чиркова, это и Николай Черкасов (будущий Александр Невский и Иван Грозный), и Борис Блинов, и легендарные травести Клавдия Пугачёва и Елизавета Уварова…
Сам Александр Александрович поставил около полусотни спектаклей. Среди них: «Конёк-Горбунок» П.П.Ершова, «Бедность — не порок» А.Н.Островского, «Похититель огня» П.П.Горлова (романтическая история о первобытном юноше, добывшем огонь из кратера вулкана), «Гуси-лебеди» Н.Пятницкой и С.Маршака, «Проделки Скапена» Ж.-Б.Мольера, «Ундервуд» Е.Л.Шварца, «Ревизор» Н.В.Гоголя и другие.
Свои воспоминания о брянцевском ТЮЗе Борис Чирков назвал «Прекрасная моя школа». Он не преувеличивал, когда писал, что в 1920-е годы «этот театр стал такой же достопримечательностью Ленинграда, как Адмиралтейство, набережные Невы, Русский музей».
А. Копейкин
Краткий текст | Александр Александрович БРЯНЦЕВ |