Его живописные полотна были, в сущности, иллюстрациями. Только не к слову книжному, бумажному, а к слову древнему, устному, отзвучавшему за столетия до прихода художника. Его картины написаны по законам сказки, которая не стесняется ни душевной откровенности, ни прямоты человеческих чувств. «Алёнушка» — грустная. «Витязь на распутье» — задумчивый. «Иван-царевич на сером волке» — смелый. И всегда где-то там, вокруг, за спиной героев и краем холста чудится что-то огромное, исконное, ни словами, ни красками неизъяснимое.
Наверное, так случилось потому, что к преданиям своей родины обратился не дотошный «собиратель фольклора», а сын сельского священника из Вятской губернии, уже при рождении своём надышавшийся русским духом. В деревне Рябово, где росли маленькие братья Васнецовы, протекала речушка Рябовка. Впадала в речку Кордягу, Кордяга — в Чепцу, Чепца — в Вятку, Вятка — в Каму, а Кама — в саму Волгу. Кажется, таким же природным, естественным путём — от малого к большому, от истоков — пришёл в русское искусство автор «Трёх богатырей».
Книга тоже была. В 1899 году в честь столетия Пушкина появилась на свет «Песнь о вещем Олеге» с иллюстрациями Виктора Михайловича Васнецова. Круг замкнулся: далёкие предки обрели и голос, и облик. Эту вполне совершенную книгу по сей день нужно было бы дарить в каждый русский дом вместе с колыбелью.
И.Линкова
Краткий текст | Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ |