20 мая родился Николай Владимирович РЕМИЗОВ (псевд. — Ре-Ми; 1887-1975), русский живописец, график, художник театра
Хиты : 1474
от Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Николай Владимирович РЕМИЗОВ

Художник Н.В.Ремизов, творивший под псевдонимом Ре-Ми, начинал в некогда популярном сатирическом журнале «Стрекоза», позднее переименованном в «Сатирикон». Там он трудился бок о бок с Аркадием Аверченко и Сашей Чёрным и примерно тогда же, но уже независимо от «сатириконовцев», принимал участие в выставках «мирискусников». После революции Ре-Ми оказался в Париже, а затем в США; занимался оформлением балетных спектаклей и даже работал в Голливуде.

Эта сторона его биографии до последнего времени не была у нас общеизвестна и открылась сравнительно недавно. Зато само имя Ре-Ми (а точнее, конечно же, псевдоним), было знакомо всякому, кто хоть сколько-нибудь интересовался искусством детской книги. Именно Николай Владимирович и никто иной стал первым иллюстратором «Крокодила» К.И.Чуковского — книги, от которой ведёт начало вся новая детская литература XX века.

У Мирона Петровского в «Книгах нашего детства» читаем: «В 1919 году издательство Петросовета (в Смольном) выпустило “поэму для маленьких детей” Корнея Чуковского “Приключения Крокодила Крокодиловича” с рисунками художника Ре-Ми (Н.В.Ремизова). Книжка, изданная альбомным форматом, и сейчас поражает сочетанием изысканности — и демократизма, оформительской щедрости — и вкуса, озорной раскованности — и почти математического расчёта, причудливости сказочных образов — и непонятно откуда возникающего, но выпуклого и достоверного образа времени».

Между тем, Ре-Ми, этот «замечательный карикатурист — с милым, нелепым, курносым лицом»(К.И.Чуковский), не был в подлинном смысле детским художником. Он был художником-сатириком и, по меткому определению А.Бенуа, «обидным художником». «Наблюдательность у него была развита очень сильно, — отмечал А.Радаков. — Даже вещи у него были характерны и имели своё лицо».

И всё же рисунки Ре-Ми очень нравились автору «Крокодила», в чём он не раз, хоть и с некоторыми оговорками, признавался. «Со временем, когда изображённый художником быт ушёл в прошлое, — вновь читаем мы у Мирона Петровского, — рисунки приобрели ценность исторического свидетельства. На рисунках Ре-Ми к “Крокодилу” хорошо просматриваются и легко узнаются черты блоковского Петербурга — крендель булочной, фонарь, аптека. Рисунки точно локализовали в исторической эпохе “старую-престарую сказку”, как стал называть Чуковский своего “Крокодила” в позднейших изданиях».

А.Копейкин

Краткий текстНиколай Владимирович РЕМИЗОВ