Кто-то сравнил его с Антуаном де Сент-Экзюпери. И это правильно. Многие пишущие люди притворяются, но в книжках Константина Сергиенко на самом деле звучит безымянная восьмая нота, в которой собраны вместе и грусть, и нежность, и боль человеческого несовершенства, и неизбывная вера в добро.
Если с топотом и гиком набегут «современные» читатели, жаждущие динамики и сюжета с мордобоем, доверчивая проза Сергиенко, родившаяся на границе между реальностью и сказкой, покажется им сентиментальным старомодным шёпотом. Но если вдруг удастся притормозить, остановиться на минуту и услышать собеседника, тогда Константин Сергиенко сможет стать тем «умным старшим», которого всегда так не хватает. Он, кажется, не писал стихов всерьёз, во всяком случае, книжек таких нет. Но в одной простенькой истории про картонное сердце, которое стало звездой, спряталось несколько строчек:
…Человечек мой Картонный,
Приходи ко мне во вторник, На столе зажжётся лампа, Я махну тебе рукой… |
Если вы придёте, то прежде всего увидите небольшую книжку «До свидания, овраг» — самую знаменитую (1979 г.). Это история о бездомных собаках, написанная от имени единственного уцелевшего пса. Пересказать её совсем просто, но очень не хочется, потому что это, разумеется, лирическая притча, а кто же станет пересказывать притчи своими словами? Впрочем, история собачьей жизни неоднократно превращалась в спектакль и была поставлена во многих театрах.
А начинал Константин Сергиенко с исторической прозы для детей. Говорят, ради первой своей книжки он прочитал и перечитал более пятисот других книг, исторических исследований, причём на разных языках (потому что знал немецкий, французский и английский). Были у писателя Сергиенко книжки про Голландию в 1574 году, про Бородинское сражение, про американскую войну между Севером и Югом… Но знают их непростительно мало, потому что они редко переиздаются. И это несправедливо.
И.Линкова
Краткий текст | Константин Сергиенко |