Долгие годы имя этого человека интересовало советскую общественность только потому, что Уильям Моррис был «борцом за права рабочих» и писал тексты под названием «Искусство и социализм», «Марш рабочих», «Как я стал социалистом»…
Тексты действительно имеются. Но поэт, переводчик, музыкант, художник, архитектор, дизайнер и скульптор Моррис был бы весьма удивлён, если бы узнал, что социализм — главный смысл его жизни. Отнюдь нет. Главным смыслом, любовью, увлечением, неиссякаемым источником творчества было для Уильяма Морриса средневековье, рыцарство и ремесло, побуждающее человека к совершенству. Моррис хотел писать и писал о людях, «которые жили, не зная стыда, и умерли, не зная страха».
Участник и вдохновитель кружка прерафаэлитов, вообще склонных идеализировать историческое прошлое, писатель Моррис сочинял стихи и прозу, каких ещё не видывала викторианская эпоха, а художник Моррис украшал книги изысканной графикой воистину неземного изящества. К сожалению, «самый плодовитый поэт своего века, по таланту и интенсивности чувств не уступающий Вальтеру Скотту», не слишком хорошо знаком нашему читателю. Как пишет в своём ЖЖ один явный знаток вопроса, «в России Уильяма Морриса едва-едва почали, и главные его вещи так и остались непереведёнными».
Заметное оживление издательского интереса наблюдалось в самом начале XX века. А в самом его конце были опубликованы по-русски полные фантазии и фантастики «Воды Дивных Островов» и «Повесть о Сверкающей Равнине». Дождутся ли новой встречи с предшественником Толкина и Льюиса читающие подростки, настроенные романтически?..
И. Линкова
Краткий текст | Уильям МОРРИС |