Новые книги апреля 2013
В полночь 20 марта завершилось голосование жюри Всероссийского конкурса на лучше литературное произведение для детей и юношества «Книгуру». В номинации «Научно-познавательная литература» победила книга Михаила Колодочкина, выпущенная издательством «За рулем».
Колодочкин М. В. Мужчинам до 16 — об автомобиле. — М., 2013. — 87 с. : ил.
Как говорили классики, «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения». Классики как всегда правы. Однако нынешнее автомобильное изобилие часто сопровождается полной технической безграмотностью подавляющего большинства владельцев машин: «Сел за руль, пустил мотор и поехал…» Автор этой книги утверждает: «Так жить неинтересно!»
Щедро иллюстрированная маленькая автоэнциклопедия содержит 37 статей, рассказывающих об основных вехах истории любимого детища человечества — от пружинной конструкции, придуманной Леонардо да Винчи, до суперсовременного автомобиля, который называют компьютером на колёсах. Статьи расположены в алфавитном порядке, поэтому найти нужную информацию совсем легко. Словарик в конце книги объясняет автомобильные и технические термины, с которыми современный человек рано или поздно обязательно столкнётся.
Текст написан живым, доступным языком (автор даже приводит описание «газированного автомобиля» Винтика и Шпунтика из «Приключений Незнайки…»), но книга будет понятней, если «мужчины» уже приступили к изучению физики в школе.
Издательский Дом Мещерякова вновь обратился к творчеству (иначе и не скажешь) автора, чьи книги остаются популярными вот уже целое столетие.
Перельман Я. И. Живая математика. — М., 2013. — 358 с. : ил.
Яков Исидорович Перельман — выдающийся российский учёный, не совершивший ни одного открытия. Его величайшая заслуга перед отечественной наукой заключается в том, что более сорока лет он рассказывал людям о математике, физике и астрономии и делал это так, что даже записные двоечники и безнадёжные гуманитарии начинали понимать, что к чему. С именем Перельмана связано возникновение особого направления в научной популяризации — занимательного. Миллионы детей по всему миру постигали сложные законы точных наук самым правильным способом — играя. И это не преувеличение! Первая часть самой первой книги Перельмана, «Занимательной физики», появилась в 1913 году. Подсчитано, что с тех пор только на русском языке его книги выходили более трёхсот раз тиражом почти 15 миллионов экземпляров. Кроме того, его книги 126 раз издавались в 18 странах мира на немецком, французском, английском, испанском, португальском, финском и других языках.
Издание ИДМ — сборник, состоящий из относительно небольшого «Ящика загадок и фокусов» и гораздо более объёмной «Живой математики», давшей название всей книге. «Ящик загадок…» — это задачи, рисунки «с секретом», фокусы и увлекательные игры-головоломки. «…Математика», адресованная читателю постарше, представляет собой сборник логических задач, превращённых автором в небольшие сюжетные рассказы.
Иллюстрации, выполненные А.Николаенко, чёрно-белые, лаконичные, иногда неожиданно забавные. Именно такие рисунки и должны сопровождать текст, принадлежащий «доктору занимательных наук».
Книга «Белого города» адресована самой широкой аудитории, но в первую очередь — старшим подросткам.
Дубкова С. Из наномира в Большой адронный коллайдер. — М., [2013]. — 255 с. : ил.
Школьный курс физики гласит, что любое тело — это скопление атомов. Каждый атом имеет массивное ядро, состоящее из протонов и нейтронов, а вокруг ядра в пустом пространстве движутся электроны. И протоны с нейтронами, и электроны состоят из элементарных частиц, которые, в свою очередь… Тут самое время отложить в сторону учебник и открыть книгу Светланы Дубковой, рассказывающую об устройстве атома, ядерных процессах и построенном для изучения элементарных частиц приборе, занимающем площадь в 1,3 гектара.
Три из пяти глав книги отданы «обитателям» микромира, наномира и находящегося ещё «глубже» фемтомира. Четвёртая глава посвящена макромиру — космосу, звёздам, планетам, чёрным дырам и Большому взрыву, всё это породившему. А что же Большой адронный коллайдер? Его можно сравнить с«гигантским микроскопом с разрешением в миллиарды раз более высоким, чем у оптических аналогов», который позволит заглянуть «в глубь вещества и приблизиться к истокам времени». С его помощью учёные надеются понять процесс рождения той самой материи, из которой состоит Вселенная и человек.
Увлекательное путешествие по микро- и макрокосмосу читатель совершит не столько на крыльях фантазии, сколько опираясь на доводы разума и законы физики и математики. Автор обходится без формул и сложных таблиц, зато в большом количестве привлекает разнообразнейший иллюстративный материал, высказывания выдающихся учёных и строки великих поэтов.
Тему Большого Космоса подхватывает и развивает новая книга серии «Лучшее увлекательное чтение» («ЛУЧ») издательства «ЛомоносовЪ».
Чоун М. Чудеса обычных вещей. Что обыденная жизнь рассказывает нам о большой Вселенной. — М., 2012. — [186] с. : ил.
Когда разум уводит человека за границы очевидного, так называемый здравый смысл, обретённый людьми в ходе эволюции, не может объяснить открывшееся вдруг разнообразие природы — видимой и невидимой. В своей новой книге радиоастроном и известный популяризатор науки Маркус Чоун раскрывает глубинные тайны макро- и микромира с помощью квантовой теории и новейших космологических концепций. Звучит угрожающе, а читать интересно, потому что всё понятно, и весело, потому что автор находит оригинальные и даже смешные сравнения для иллюстрации своих глубоко научных рассуждений.
Отражение в оконном стекле является доказательством того, что во Вселенной всё случайно и ничто не имеет причины. Световая волна, исходящая от обычной лампы накаливания, имеет много общего с сорокатонным грузовиком, твёрдый пол под ногами — с лёгкой утренней дымкой, а солнце — с бананами.
Самый главный вывод автор приберёг напоследок: факт существования человека говорит о том, что наша Вселенная, возможно, не единственная. А значит — «продолжение следует…»
Московский «Самокат» издал книгу, подобной которой наши издательства не выпускали давно.
Шпиленок И. Мои камчатские соседи. 370 дней в Кроноцком заповеднике. — М., 2013. — 192 с. : ил.
Кроноцкий заповедник — медвежий рай, здесь плотность косолапого населения самая высокая в мире. А ещё тут живут лисы, зайцы, росомахи, северные олени, белоплечие орланы, тюлени и киты… Игорь Шпиленок, известнейший натуралист, знаменитый фотограф и топ-блогер «Живого Журнала», целый год прожил среди нетронутой природы Камчатки. Эти «370 счастливых дней» нашли отражение сначала в интернете, а потом воплотились в бумажное издание.
«ЖЖ»-записки, принявшие печатный вид, получились привлекательными и очень информативными. Книгу можно сравнить с подробным отчётом о жизни северного заповедника от осени до осени, а количество прекрасных фотографий позволяет назвать её альбомом. Отрывки из диалогов пользователей «ЖЖ» делают книгу по-настоящему живой.
Когда автор выкладывал в сеть новый материал, число посещений его интернет-дневника достигало двухсот тысяч в сутки. Неудивительно, ведь Камчатка — это своеобразная машина времени, возвращающая человека в его «первозданное прошлое», по которому, уверен автор, «мы все тоскуем».
«Иллюстрация — лицо детской книги», считают в издательстве «ТриМаг/TriMag», поэтому выбор произведения для печати часто превращается в выбор художника.
222 best young book illustrators + 1 guest of honor from ex-USSR. — М., 2012. — 655 с. : ил.
Достаточно прочитать название этого увесистого тома — «222 лучших молодых книжных иллюстратора + 1 почётный гость из стран бывшего Советского Союза» — и бегло пролистать страницы, как становится ясно: перед нами уникальный двуязычный каталог, представляющий творчество современных художников книги.
Создатели каталога преследовали очень простую цель: дать издателям (прежде всего российским) рабочий инструмент, с помощью которого они могли бы находить иллюстраторов для своих книг. Поскольку с корифеями всё ясно, в каталог включены работы только молодых (не старше 35 лет) художников — талантливых, оригинально мыслящих, способных не только по-новому освоить пространство книги, но и сделать это красиво.
Каждому из двухсот двадцати двух участников в каталоге отведён один разворот — от трёх до восьми иллюстраций, выполненных в разной технике. Отбор был строгим: просмотрены 61712 иллюстраций 3857 художников из 11 стран бывшего СССР. Больше всего художников из России, почётный гость — тоже российский — Михаил Фёдоров, один из ведущих современных иллюстраторов. Ему «тримаговцы» отдали целых 150 страниц своего каталога.
Чрезвычайно интересен раздел «Счастливая находка». Он рассказывает о художниках, о которых«практически нет никакой информации», но составители считают, что эти мастера «достойны того, чтобы о них узнали профессионалы». В нынешнем выпуске два таких иллюстратора. Завершает каталог«проверенная и достоверная контактная информация».
В кругах посвящённых каталог известен как «три килограмма счастья», а сами создатели считают его художественным альбомом. Учитывая высокое качество печати и огромное количество разноплановых работ двух с лишним сотен художников, оба неформальных названия абсолютно справедливы.
Рисунки в очередной книге издательства «Лабиринт Пресс» имеют прямое отношение не только к искусству иллюстрации, но и к искусству мультипликации.
Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля. — М., 2013. — 191 с. : ил.
Самая известная пиратская песня, безусловно, та, где «йо-хо-хо, и бутылка рому!» Однако в конце 1970-х годов в нашей стране с ней вполне могли поспорить в популярности куплеты «бандито, гангстерито» из мультсериала «Приключения капитана Врунгеля», снятого по мотивам одноимённой повести.
Не удивительно, что «остроумная книга», написанная «для тех, кто <…> умеет смеяться от всей души и ценить затейливую прелесть небылиц», превратилась в мультик. Странно, что произошло это так нескоро: сходство повести Некрасова с «весёлым стремительным фильмом» Лев Кассиль, слова которого приведены выше, отметил ещё в 1939 году. Писатель говорил уже о «настоящей» книге, а вообще-то бойкие «враки» Христофора Бонифатьевича печатались двумя годами раньше в журнале «Пионер». То был сильно сокращённый вариант — подписи к динамичным рисункам Константина Ротова. Несложный сюжет, состоящий «из последовательно сменяющих друг друга путевых приключений», весьма способствовал созданию этого комикса.
Повесть, вышедшая в серии «Открой книгу!», — полный вариант «Приключений капитана Врунгеля», но с рисунками Радны Сахалтуева, известного художника анимационного кино, рисовавшего тех самых бандито и гангстерито, которые чуть было не помешали Врунгелю выиграть кругосветную регату.
Издательства, входящие в редакционно-издательскую группу «Наша школа», порадовали сразу несколькими прекрасными книгами.
Матвеева Е. Двенадцать историй из жизни Джоакино Россини. — М. : Мир детства, 2012. — 104 с. : ил.
Об этой книге можно долго и много говорить, но лучше её увидеть, взять в руки, полистать — и погрузиться в мир летящих рисунков Александра Траугота, удивительным образом соответствующих живой, лёгкой музыке и прихотливым поворотам судьбы гениального композитора Джоаккино Россини. Основной цвет книги — насыщенно-голубой, сообщающий«литературно-художественному изданию» романтичность, глубину и даже некоторую загадочность.
Тайну таланта знаменитого итальянца петербургская писательницаЕлена Матвеева не раскрывает (да и возможно ли это?), но о жизни и творческих победах Россини ей удалось рассказать достаточно подробно. Из-за небольшого объёма книги — всего «двенадцать историй» — текст временами суховат, но дети старше десяти лет прочтут эти рассказы легко и с удовольствием.
Это уже вторая книга Е.Матвеевой, посвящённая великим композиторам. Первым был «Секрет Паганини», вышедший в 2009 году в издательстве «Московские учебники и Картолитография».
Толстой А. Н. Сорочьи сказки. — М. : Мир детства, 2012. — 135 с. : ил.
Алексей Толстой написал эти сказки в 1908 году, когда ему было всего 24 года. До той поры будущий знаменитый писатель увлекался поэзией, а сказки стали для него своеобразным экспериментом в прозе. Опыт оказался более чем удачным. Критик, поэт и художник Максимилиан Волошин высоко оценил книгу начинающего автора. По мнению Волошина, любая сказка Толстого, с её«непосредственностью, весёлой бессознательностью, полной иррациональностью всех событий <…> будет понятна ребёнку и заворожит взрослого». Животные, люди, вещи и стихийные духи в этих сказках — «на равных правах, и все проникнуты старой, глубокой, врождённой <…> культурой». Но, отметив непосредственность и «безусловную подлинность», которые составляют «главную прелесть» толстовских сказок, Волошин делает парадоксальное замечание: «Это одна из тех книг, которые будут много читаться, но о них не будут говорить». Поэт оказался прав: «Сорочьи сказки» так и остались в тени позднейшего творчества Алексея Толстого.
Впрочем, теперь о сказках, написанных «от избытка человеческой души», будут говорить непременно, хотя бы ради того, чтобы лишний раз восхититься рисунками молодой художницы Евгении Лоцмановой. Выполненные в сложной и крайне редко используемой в наши дни технике цветной литографии, они наилучшим образом соответствуют интонации, атмосфере сказок. Неяркие краски, словно приглушённые временем или подёрнутые волшебным туманом, великое множество мелких деталей — любоваться рисунками, продолжающими классические традиции отечественной книжной иллюстрации, можно поистине бесконечно.
Шергин Б. В. Собрание сочинений : [в 4 т.] : первый том : былины, песни, сказки. — М. : Москвоведение, 2012. — 447 с. : ил.
Это издание из тех, о которых принято говорить: «Они должны быть в каждой библиотеке». Вместе с тем подобные книги не рассчитаны на детей, хотя первый том и содержит привычный, казалось бы, набор произведений, читаемых детям (или детьми) дошкольного и младшего школьного возраста.
«Есть писатели, которые приходят к нам словно из каких-то далёких, забытых эпох. Нередко, чувствуя, что опоздали родиться, они угадывают век, в котором им следовало появиться на свет. Таков Борис Шергин», — замечает в послесловии Юрий Шульман, много лет посвятивший изучению наследия уникального сказителя, писателя и художника.
Временем Шергина был XVII век: «…вижу я свою пору и о своей поре веселюсь», — писал он в дневнике. Остро чувствуя «художественность быта оного столетия», Шергин создаёт легендарную историю «родимого» Поморья, в которой сказочное и реальное, фольклорное и литературное слились воедино. «Образная сила народного слова, вызванного из глубины веков», — одна из важнейших черт творчества «поморского Гомера».
Наряду с широко известными сказками (неадаптированными!), новеллами и очерками Шергина, в собрание вошли его ранние произведения, публиковавшиеся в своё время в газетах и журналах, а также записи былин, сделанные с голоса Бориса Викторовича. В «наиболее полном виде» будет напечатан дневник Б.В.Шергина, который он вёл несколько десятилетий.
Особый интерес представляет оформление издания: оно иллюстрировано не только работами известных художников книги (например, В.Н.Лосина или В.А.Чижикова), но и никогда не публиковавшимися рисунками самого Шергина.