Екатерина Мурашова. Гвардия тревоги

Мурашова Е.В. Гвардия тревоги: [Роман] / Оформл. Т.Кормер. — М.: Самокат, 2008. — 367 с. — (Встречное движение).

Обложка книги Е.Мурашовой «Гвардия тревоги». Худож. Т.Кормер

Своим литературным наставником Екатерина Мурашова считает Валерия Воскобойникова. И примечательно, что предисловие к её новому роману написал именно он. «…Писатель она — совершенно необыкновенный для нашего времени. Не похожий ни на кого», — утверждает Воскобойников. И дальше: «…Книги Мурашовой о самом главном в жизни. Не только о радостях и веселье, но и о тревоге за тех, кому нужна наша помощь, кому без нас будет плохо, кого необходимо спасать».

«Гвардия тревоги» — не первая её книга о подростках. Ранее были написаны «Полоса отчуждения» (1991), «Изюмка» (1992), «Барабашка — это я» (1993), «Одно чудо на всю жизнь» (2004), «Дверь, открытая всегда» (2004), «Класс коррекции» (2005). Последняя повесть, год назад выпущенная издательством «Самокат», пожалуй, самая среди них известная и нашумевшая. Ещё в рукописи она удостоилась Второй премии Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени А.Н.Толстого, Диплома «Учительской газеты» — «За отстаивание нравственных ценностей», наконец, премии «Заветная мечта». «Гвардия тревоги» также была отмечена в уходящем году «Заветной мечтой», завоевала третье место в «большой» номинации как произведение крупной формы.

Однажды, отвечая на письмо читательницы, Екатерина Мурашова написала: «…Наш мир жесток и прекрасен одновременно. Важно, взрослея, не упустить ни одну из его сторон, не озлобиться, но и не закрывать глаза на уродство и несправедливость. Пусть далеко не всегда это получается, пусть победы сменяются поражениями — так и только так рождается личность, которая сможет не только выжить, но и жить в этом мире, по мере сил своих изменяя его к лучшему». Эта мысль прослеживается во всех её книгах о подростках, в том числе и в «Гвардии тревоги».

В 8 «А» приходят трое новеньких: Тая Коровина, Дима Дмитриевский и Тимка Игнатьев.
Тая — маленькая, пухленькая, как булочка, девочка-отличница, приехавшая с мамой из Сибири к тётке-ленинградке. Упорная по характеру, но комплексующая и из-за имени, и из-за фамилии, и из-за внешности, и даже из-за успеваемости, думает перед первым сентября, как же её будут дразнить в школе? «Питер — город творческих людей», стало быть, одноклассники, творческие люди, придумают что-нибудь позаковыристее обычной «зубрилки» или «толстой коровы».

Дима — «решатель задач», как он сам о себе говорит, и «он — сам по себе». Математически одарённый мальчик, у которого папа — профессор, доктор математических наук, а бабушка-пенсионерка — монархистка по убеждениям, заявляющая, что«Дмитриевские не служат режиму — Дмитриевские служат России!»

Тимка — двоечник по кличке Сатирик, в сине-белом «зенитовском» шарфе, с алюминиевой серёжкой в ухе, в «рэперских» штанах с пятнами, с фингалом под правым глазом. Дома у него мама, разговаривающая со всеми жалобно и просяще, папаша, который каждый день приходит «на рогах», и старший братец Борька, от которого одни неприятности.

Впечатления от знакомства с одноклассниками у всех разные. Тая считает, что они ненормальные — все одинаковые, как роботы, и вообще не похожи на людей. Тимку всё устраивает, лишь бы к нему не вязались. А Дима в недоумении: «Неужели петербуржцы в самом деле настолько не похожи на москвичей?!» В одном все трое сходятся — они СТРАННЫЕ. Вот только в чём эта странность, никто объяснить не может. Чем ближе они с ними сходятся, тем больше ребят мучает вопрос: кто же они? «Чипы и Дейлы», вечно спешащие на помощь? Тимуровцы? Прогрессоры из Стругацких? Инопланетяне? Кто они, эти«тревожные гвардейцы», которые передвигаются так стремительно и появляются все разом, как только возникает критическая ситуация? Какая тайна их связывает?

Что же не так с одноклассниками? Внешне они вежливые, спокойные, доброжелательные. Отношения между ними ровные. Все ходят с одинаковыми значками. Не поднимают шум и гам, если в классе нет учителя, не сбивают друг друга с ног на переменах, не дёргают одноклассниц за косички. Учатся все приблизительно одинаково — нет ни отличников, ни отстающих. Ходят в кружки: кто-то в кружок мягкой игрушки, кто-то в театральную студию, кто-то занимается вокалом, кто-то конным спортом, кто-то играет на баяне… Интересы разнообразные и каждый чем-то занят. Вроде бы обычные ребята, но есть в них что-то настораживающее, и это беспокоит не только новеньких, но и руководство школы. «Школа — всегда зона риска», — говорит её директор. Он расспрашивает коллег, сына, ищет разгадку поведения своих подопечных в Интернете. Вроде бы они не похожи ни на фашистов, ни на скинхедов, ни на ролевиков, ни на исторических реконструкторов… Ответа он не находит. Не то чтобы директор их боялся, просто они ему непонятны. Непонятно, чего они добиваются. Куда деваются и кем становятся, когда вырастают. Чего от них ждать дальше, если их игра не закончится. И игра ли это?

Мурашова не даёт готовых решений, не делает выводов и не читает нотаций. Она только рассказывает о повседневной жизни обычных школьников. О том, как Кирилл Савенко снимал с верхушки тополя запутавшуюся ворону. Как Тимка Игнатьев притащил домой с улицы и вылечил Дружка, щенка с перебитыми лапами. Как Маша Новицкая с Тимкой помогали вытащить из колодца девочку-наркоманку, бившуюся в припадке, потому что врачи «скорой» не хотели туда спускаться… Из таких деталей, из ненавязчивых штрихов, как из кусочков паззла, складывается вся «картина» повествования. Перед детьми встают непростые вопросы: каково не иметь в нашей стране прописки? каково быть в России не русским? каково быть инвалидом? каково жить с отцом, который пьёт «не просыхая»? каково быть ребёнком и наркодилером одновременно? знает ли ребёнок о своих корнях или он «Иван, не помнящий родства»?..

У всех книг Мурашовой есть спорные, но немаловажные достоинства. Во-первых, сам жанр — «школьная повесть», большая редкость в современной российской детской литературе. Во-вторых, и здесь снова вспоминаются слова Валерия Воскобойникова, в них говорится о самом сложном и важном: о выборе в жизни, о становлении личности. Эти книги никого не оставят равнодушным. Наконец, от них просто невозможно оторваться, пока не дочитаешь последнюю страницу. Откройте «Гвардию тревоги», и вы узнаете, что такое «Аларм-гвардия», удалось ли новичкам вписаться в сложившийся коллектив, изменилась ли Тая Коровина, посчастливилось ли Тимке Игнатьеву «решить свою жизнь» и вырваться без потерь из наркобизнеса, и что выбрал Дима Дмитриевский — жизнь в беспросветной России или в солнечной Калифорнии?..

Маргарита Комарова

 

Читать об авторе на Продетлит