ПАРАД-АЛЛЕ!

Ил. из книги «Мир цирка»«Хочу быть фокусником! Или нет, лучше клоуном!» — типичное желание детства. Как утверждают в своих мемуарах многие цирковые знаменитости, цирк произвел на них самое сильное впечатление именно в детстве. И сегодня среди множества существующих детских развлечений на одном из первых мест, конечно же, стоит цирк. Пахнущий опилками манеж, смех зрителей, бравурная музыка, жонглеры, акробаты, клоуны, таинственные униформисты, то выстраивающиеся в струнку у входа, то снующие со значительным видом по арене, фокусники и всякие звери с дрессировщиками — все это для взрослого ни что иное, как возвращение в детство, а для ребенка — самое настоящее Детство.

Цирк с его детской верой в волшебство, с феерией выступлений, с частыми гастролями, со сложной и таинственной закулисной жизнью, казалось бы, должен быть чуть ли не главной темой детской литературы. А вот и нет. Для детей о цирке пишут редко, осторожно. Конечно, пишут только люди, знающие цирк изнутри. А все потому, что цирк неудач не прощает. Каждое цирковое представление проверяет «своих подданных» на прочность. И так как в цирке могут работать только истинные таланты, то и рассказывать о цирке может не каждый.

 

Эти книжки — о цирке и не только о нем.

07 августа 2002

Обложка книги М.Лоскутова «Рассказ о говорящей собаке»Лоскутов М.П. Рассказ о говорящей собаке. — М.: Дет. лит., 1990. — 52 с.: ил.

«Некоторые люди спокойно относятся к этому: не могут проткнуть свой язык, проглотить шпагу или сварить яичницу в шляпе — ну и ничего, живут и так. Конечно, сначала погорюют некоторое время, а потом и ничего. Но были такие два мальчика, которые никак не могли свыкнуться с тем, что они не иллюзионисты. От досады они не могли спать по ночам…» Звали этих мальчиков просто Валя и Саня. А жили они в том самом городке, куда приехал однажды с цирком доктор Каррабелиус и где произошло все то, что описано в книжке Михаила Петровича Лоскутова. Не раскрывая тайн циркового волшебства, не разрушая детских представлений о магах и волшебниках, писатель рассказал детям не столько о цирке, сколько о значении сказочного, волшебного в жизни человека.

Рис. В.Лосина к рассказу В.Драгунского «Девочка на шаре»Драгунский В.Ю. Девочка на шаре: Рассказ // Драгунский В.Ю. Зеленчатый леопард: Денискины рассказы / Худож. В.Лосин. — М.: Росмэн, 1998. — С. 61-69.

Одно из лучших произведений для детей о цирке написал Виктор Юзефович Драгунский. Его рассказ «Девочка на шаре» трогает сердца уже не одного поколения юных читателей, возможно потому, что автор сам, хоть и недолго, чуть больше года, работал на манеже рыжим клоуном. «Я… стараюсь строить свое выступление так, чтобы люди смеялись не надо мной, а моей выдумке, моему озорству…» <…> «Смех — это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом…» — так написал В.Драгунский во «взрослой» повести о цирке «Сегодня и Ежедневно», в которой много автобиографических моментов (Драгунский В.Ю. Сегодня и Ежедневно: Повести и рассказы. — М.: Современник, 1977. — 239 с.: ил.). В произведениях В. Драгунского о цирке веселое соседствует с грустным, как и в жизни рядом радость и печаль.

Ил. Н.Строгановой и М.Алексеева к рассказу Ю.Казакова «Тэдди»Казаков Ю.П. Тэдди: История одного медведя // Казаков Ю.П. Арктур — гончий пес. — М.: Сов. Россия, 1980. — С. 5-52.

Пусть несколько по-другому, не беззаботно и весело будут смотреть на цирк ребята, познакомившись с рассказом Юрия Павловича Казакова «Тэдди» — историей о цирковом медведе, случайно оказавшемся на воле после долгих лет работы на манеже. Этот пронзительный рассказ заставит задуматься не только о цирке, но и о природе, о необходимости бережного отношения к животным.

 

Русская классика о цирке

07 августа 2002

Ил. П.Пинкисевича к повести Д.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»Припоминается несколько книг, героями которых были цирковые артисты, и книги эти, рассказывая о цирковом народе, дарящем зрителям радость, чаще всего пронзительно печальны. Однажды в детстве прочитав повесть о мальчике-акробате «Гуттаперчевый мальчик» (1883) Д.В.Григоровича (Григорович Д.В. Гуттаперчевый мальчик: Повесть /Худож. П.Пинкисевич. — М.: Сов. Россия, 1981. — 48 с.: ил.), я с неодолимым ужасом прятала эту книжку подальше, но она удивительным образом оказывалась рядом. Это была самая страшная книга моего детства. Не веселили и повесть А.П.Чехова «Каштанка» (1887), Рис. И.Петелиной к роману-сказке Ю.Олеши «Три толстяка»и рассказыА.И.Куприна «В цирке» о цирковых борцах и «Белый пудель» (1904) о бродячих артистах.

На цирковое представление попадает бездомный мальчуган из повести «Артемка в цирке» И.Василенко (М.: Дет. лит., 1987. — 368 с.: ил.) Артемка случайно на берегу моря нашел сценарий цирковой пантомимы, отнес его в цирк и в качестве вознаграждения получил контрамарку на представление… О цирковых людях и «Три Толстяка» Ю.К.Олеши (Олеша Ю.К. Три толстяка: Роман для детей / Рис. И.Петелиной. — М.: Махаон, 2000. — 144 с.: ил.), где главные действующие лица — цирковые артисты, и даже цикл сказочных повестей«Волшебник Изумрудного города» А.М.Волкова, в которых Изумрудным городом правит великий маг и волшебник, а по сути — умелый иллюзионист Гудвин.

 

О цирке рассказывают циркачи

07 августа 2002

Суперобл. книги Ю.Никулина «Почти серьезно…» (М.: Искусство, 1987)«Цирк! Когда вошли в зал, меня поразило обилие света и людей. И сразу слово «цирк» стало для меня реальным, ощутимым, понятным. Вот он — огромный купол, застеленный красным ковром манеж, слышны звуки настраиваемого оркестра…» — так описал свою первую встречу с цирком в пятилетнем возрасте Юрий Никулин в книге «Почти серьезно…» (М.: Вагриус, 2002). В ней знаменитый клоун правдиво и с юмором поведал о своей жизни и работе. Книга эта, попадая в семью, обычно прочитывается от корки до корки домочадцами всех возрастов. Отдельные, самые забавные страницы «перепадают» даже малышам — их, давясь от смеха, зачитывают особо впечатлительные взрослые. Рассказывая о своей жизни, Юрий Владимирович руководствовался словами Станислова Ежи Леца, их он взял в качестве эпиграфа: «Жизнь у людей отнимает страшно много времени», а, говоря о значении своей клоунской работы, он припомнил рассказ «Немного смазки» английского писателя-фантаста Эрика Фрэнка Рассела о том, как в каком-то далеком будущем межгалактические экспедиции одна за другой завершаются неудачей из-за психологической несовместимости людей, длительное время находящихся в замкнутом пространстве корабля. И только когда на должность психолога в экипаже был приглашен профессиональный клоун, космический полет прошел успешно. Только клоуну, обладающему редким даром смешить людей, удалось наладить работу экипажа.

Обложка книги Ю.Куклачева «Друзья мои кошки»Куклачев Ю. Друзья мои кошки /Худож. А.Калишевский. — М.: АСТ, 1996. — 95 с.: ил.

Грозная табличка на дверях «Посторонним вход воспрещен» не для маленьких читателей забавных приключений, смешных и грустных историй, написанных знаменитым клоуном. Юрий Куклачев проведет юного читателя за кулисы цирка. А там можно встретить и фокусника, пьющего обыкновенный чай с бутербродом, и жующего морковку слона, а также удивительных куклачевских кошек Сосиску, Кильку, Фифу-колокольчик. Зрителям на представлениях Ю.Куклачева кажется, что у него работают какие-то особенные, необычные кошки. А «кошачий клоун» рассказывает о том, что кошки у него — самые обыкновенные, и для постановки трюков он использует… естественное поведение животных.

Ю.Куклачев не впервые берется за перо. Однажды после гастролей в Париже он написал (в соавторстве с Н. Владимировой) детскую книжку рассказов о своем клоунском деле «Самый обычный сундучок» (М.: Дет. лит., 1988. — 64 с.: ил.). Есть у клоуна заветный сундучок. В нем хранятся секреты его мастерства: клоунские костюмы, шляпы, воздушные шарики, зонтики и маленькая луна, чтобы освещать путь на гастролях. Рядом лежит неувядающая роза, солнечный зайчик и кукла — подарки восторженных зрителей. И еще в сундучке много места для дорожных впечатлений, новых задумок и реприз.

Зайцев К. Я — клоун: Повесть. — М.: Дет. лит., 1979. — 224 с.: ил.

Автор — сам артист цирка — рассказал об учащихся циркового училища далекого 1929 года, среди героев повести гимнасты на турнике, жонглеры, фокусники, клоуны.

Благов Ю. Аншлаг: Рассказы о цирке. — М.: Сов. писатель, 1987. — 272 с.: ил.

«Цирк дает мне неизмеримо больше, чем я ему. Это мир, где люди стоят на голове, медведи мчатся на мотоциклах, лошади танцуют вальс, а быт настолько эксцентричен, что и выдумывать ничего не надо, смотри да записывай», — таким видит цирк Ю.Благов, писатель-сатирик, который тоже долгие годы работал в цирке. Но не на манеже. Он работал цирковым сценаристом, сочинял клоунады, куплеты, феерии, сценарии аттракционов и пантомим.

Катков С. Ура! Я в цирк иду. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1987.- 120 с.: ил.

Сборник, включающий повесть «Люблю я самородков русских» о братьях Никитиных, которые в 70-е годы XIX века основали русский цирк, и другие рассказы о цирке.

Обложка книги Н.Дуровой «Звери и птицы — жизнь моя»Дурова Н.Ю. Звери и птицы — жизнь моя: Повесть и рассказы. — М.: Изд-во АДП, 1995. — 160 с.: ил.

Каждый родитель в Москве считает своим долгом отвести своего ребенка в «Театр зверей», директором и художественным руководителем которого является Наталья Юрьевна Дурова — артистка и дрессировщица, хранительница традиций знаменитой династии, известная писательница. Ее перу принадлежат повести и рассказы, статьи, сценарии, пьесы. Она пишет о своих любимых животных — артистах цирка, о работе дрессировщика. В эту книгу для младших школьников включена, кроме рассказов, повесть о детстве Натальи Юрьевны, о семье Дуровых — потомственных дрессировщиках.

Дуров В.Л. Мои звери: Рассказы / Ил. В.Черноглазова. — СПб.: Изд. Дом «Нева»; М.: Олма-Пресс, 2002. — 112 с.: ил.

Театр зверей носит имя своего создателя Владимира Леонидовича Дурова (1863-1934), «дедушки Дурова», как звали его маленькие зрители. Его перу принадлежат рассказы для малышей о цирке, о животных, о работе дрессировщика.

Филатов В. Рассказы дрессировщика / Лит. запись М.Фрадкина. — М.: Дет. лит., 1980. — 96 с.: ил.

Небольшая книжка для дошколят известного всему миру дрессировщика медведей Валентина Филатова. В ней он рассказывает о том, что научить зверей быть послушными совсем нелегко, о том, как ему пришлось неоднократно побывать в медвежьих объятиях, о коварном шестиметровом питоне, о цирковых обезьянах, слонах, цирковых лошадях.

Бугримова И. На арене и вокруг нее. — М.: Искусство, 1986. — 252 с.: ил.

Аронов А. Браво, Аракс!: Повесть. — М.: Дет. лит., 1971. — 174 с.: ил.

«Цирк — моя жизнь, моя любовь» — так говорит о цирке в книге воспоминаний Ирина Бугримова — первая советская женщина-укротительница хищников. О жизни Ирины Бугримовой рассказывает и повесть режиссера цирка Александра Аронова «Браво, Аракс!», из которой можно узнать много интересного о львах, о сложной и опасной профессии дрессировщика.

Бартэн А. Под брезентовым небом: Книга о цирке. — Л.: Сов. писатель, 1988. — 416 с.

В книгу входят рассказы и роман «Всегда тринадцать» о мастерах цирка. Знаете ли вы, что диаметр манежа — неизменно 13 метров? Эта чертова дюжина метров нужна для оптимальной дистанции между лошадью, бегущей по кругу, и дрессировщиком, стоящим в середине манежа. Кстати, книга о цирке расскажет любопытному подростку очень много, в нее входит даже словарик цирковых терминов, встречающихся в книге.

Бабушкин Л. Цирк в объективе. — М.: Дет. лит., 1988. — 143 с.: ил.

В этой книге немного слов, но много ярких, запоминающихся фотографий. Цирк в ней действительно в объективе — фотокамеры. Автору удалось показать детям мир цирка «со своей преисподней, адовой работой и своим небосводом».

 

О цирке — серьезно

07 августа 2002

Сегодня — время всевозможных энциклопедий, справочников и прочих объемных, обобщающих изданий. Цирк, несмотря на почти полное молчание современных писателей и поэтов, тоже удостоился своей энциклопедии:

Титульный лист книги «Мир цирка: Т. 1: Клоуны»Мир цирка: Т. 1: Клоуны / Гл. ред. А.Дриго. — М.: Кладезь, 1995. — 510 с.: ил. — (Энциклопедия для детей и родителей).

Издательство «Кладезь» предприняло попытку рассказать о цирке «детям и родителям» в 4 томах своеобразного обобщающего издания. Его трудно назвать энциклопедией в полном смысле этого слова. Но, судя по увидевшему свет семь лет назад первому тому о клоунах, издание, действительно, намерено освещать тему всесторонне.

Пожалуй, впервые читатели так широко познакомятся с загадочным миром волшебников арены — клоунов, иллюзионистов, дрессировщиков, акробатов и жонглеров. Ведущие цирковеды (есть и такая профессия) расскажут в энциклопедии о цирке все самое значительное — от его истоков до настоящего времени.

В первом томе можно прочесть о комиках всех времен и народов, от шутов и скоморохов до современных клоунов. Заинтересует читателя и так называемая «предцирковая» история клоунов. В нее входят и античные карнавалы, итальянская народная комедия, французские мимы. Древний Китай и Древняя Русь тоже внесли свою лепту в многовековую историю клоунского искусства. Конечно же, расскажет книга и о происхождение слова «клоун», обо всех видах клоунады, об особом клоунском гриме, костюме, вы узнаете, что такое подсадка, о том, что есть клоуны-дрессировщики, клоуны-музыканты, клоуны-жонглеры, конные клоуны и другие веселые клоунские специализации. Открывает книгу предисловие, написанное Ю.Никулиным: «Сейчас вы откроете книгу, она о самых смешных и добрых людях на Земле — цирковых клоунах». Обложка книги С.Макарова «Клоунада мирового цирка»Эта увлекательная книга о людях, обладающих редким даром — умением веселить окружающих. Как делается несмешное — смешным, как рождаются репризы, что такое «маска» и как, в конце концов, выучиться на клоуна — книга со всей возможной полнотой ответит на эти вопросы.

Если и этой всеохватной книги о клоунах вам покажется мало для удовлетворения своего любопытства, мне ничего не остается, как предложить вам заглянуть в серьезнейший научный труд — монографию об истории цирковой клоунады, которая написана доктором наук С.М. Макаровым «Клоунада мирового цирка: История и репертуар» (М.: Росмэн, 2001. — 368 с.: ил.). Основой книги послужила докторская диссертация автора, оппонентом ее был сам Юрий Никулин. С.Макаров выступал в свое время в цирке как клоун, затем написал учебник по истории отечественной клоунады, а теперь вот и эту серьезную книгу о самом «несерьезном» занятии на свете.

Ольгя Мургина