Все книги Владимира Муравьёва объединяет неподдельный интерес к русской истории и бесконечная любовь к Москве. Условно их можно поделить на три группы:
— книги о древней Руси («Во времена Перуна», «На ладьях в тридевятое царство», «Битва на Неве»),
— книги о России XVIII-XIX вв., а точнее, жизнеописания выдающихся людей того времени («Николай Карамзин», «Звезда надежды: Повесть о Кондратии Фёдоровиче Рылееве», «Повесть о декабристе Петре Муханове» — в соавт. с Т.Ф.Медведковой, «Пестель» — в соавт. с Б.И.Карташёвым)
— книги о российской столице: «Всепрекрасное место московское», «Московские предания и были», «История Москвы в пословицах и поговорках», «Московские улицы: Секреты переименований», «Улочки-шкатулочки, московские дворы: Возвращённые названия», «Тверской бульвар», «Московские слова, словечки и крылатые выражения» и т.д.
Четвёртая группа включает в себя не авторские книги Муравьёва, а те, в которых он выступает в качестве составителя, автора предисловий, примечаний и комментариев. Именно Муравьёв подготовил к печати целый ряд сборников избранных произведений Н.М.Карамзина, М.Н.Загоскина, В.Ф.Одоевского, А.К.Толстого, К.Ф.Рылеева, кавалерист-девицы Н.А.Дуровой, Н.С.Лескова, К.Д.Ушинского, В.Я.Брюсова, А.А.Блока, А.В.Чаянова и других, а также составил сборник «Заветное преданье поколений», куда вошли стихи русских поэтов, посвящённые Москве.
«…Лунной ночью, в пальто и шляпе, с тростью в руках, входил, заворожённый луной, по горло в пруд, стремясь испытать неведомые ощущения и описать их в стихах». Это про Бальмонта. Того, о котором Цветаева говорила, что стихи он пишет на особом языке — «бальмонтовском», Эренбург утверждал, что даже говорит этот человек с «бальмонтовским акцентом», а строгий Иван Бунин писал, что Константин Дмитриевич «за всю свою долгую жизнь не сказал ни единого словечка в простоте». Пусть все эти красивые образы Серебряного века витают где-то в вышине, пока мы будем с улыбкой перебирать не слишком обширный набор милых безделушек, которые оставил детям символист и эгоцентрик Константин Бальмонт.
У него была дочь, которую дома звали Ниника, а по-настоящему — Нина. И в 1905 году любящий нежный папа посвятил своей маленькой девочке маленькую книжечку — цикл стихотворений, который назывался «Фейные сказки». Начиналось всё действительно с «Посвящения»:
Солнечной Нинике, с светлыми глазками —
Этот букетик из тонких былинок. Ты позабавишься Фейными сказками, После блеснёшь мне зелёными глазками, — В них не хочу я росинок… |
Этих нескольких строчек, казалось бы, вполне достаточно, чтобы «услышать автора». Но остановиться почему-то очень трудно: недаром, заворожённые сладкоголосым пением, кидались к ногам Бальмонта красавицы бабушки нынешних бабушек:
В сказке Фейной, тиховейной,
Лёгкий Майский ветерок Колыхнул цветок лилейный, Нашептал мне пенье строк. И от Феи лунно-нежной А ещё через минутку |
«Фейные сказки» легко найти — они издавались неоднократно и живут в Интернете. Кроме того существует сборник под названием «Солнечная пряжа», циклы стихотворений включены в «Антологию мировой детской литературы» (том 1) и сборник «Русская поэзия — детям», а время от времени в детских изданиях среди имён других прозаиков и стихотворцев вдруг мелькнёт серебристое — Баль-монт…
И.Линкова