11 августа
11 августа родилась Нина Владимировна ГЕРНЕТ (1904-1982), русская писательница, драматург

gernetЛюбимыми актёрами Нины Гернет были куклы. «Кукла почти человек», — не уставала она повторять. И большинство своих сказочных пьес сочинила для театров, где живые актёры появляются перед зрителями лишь в самом конце спектакля.

Творчество Нины Владимировны высоко ценил главный кукольник страны Сергей Образцов. А она просто очень любила театр, и у неё было особое, драматургическое мышление.

Как человек театра, Гернет умела работать сообща, в соавторстве. Первую свою пьесу («Гусёнок», 1936) она сочинила вместе с Т.Гуревич. Соавторами её книжек-картинок часто выступали выдающиеся художники-иллюстраторы: В.Конашевич, В.Куприянов, Б.Малаховский, Н.Радлов, Г.А.В.Траугот. Да и в кино Нина Владимировна нашла себе замечательного соавтора — Григория Борисовича Ягдфельда. Вместе с ним она написала, пожалуй, самую известную свою книгу — «Катя и крокодил».

«Люблю писать для маленьких, — признавалась Гернет. — Больше всего я люблю писать для маленьких детей. Это самый лучший читатель, какого может пожелать автор».

А.Копейкин

11 августа родился Владимир Фёдорович ОДОЕВСКИЙ (1804-1869), русский писатель, философ, музыкальный критик

Блистательный князь Одоевский, один из последних Рюриковичей, один из образованнейших людей своего времени…

Мы знакомимся с ним в глубоком детстве, когда читаем или слушаем сказку «Мороз Иванович» и нестареющий «Городок в табакерке». Впоследствии его сочинения словно бы отодвигаются на литературную периферию — составители школьных хрестоматий не очень-то  жалуют «взрослого» Одоевского, романтика и мистика, всерьёз увлекавшегося «тайными науками», алхимией, магией и магнетизмом.

11 августа родилась Наталья Петровна САЛИЕНКО (р. 1961), русская художница, иллюстратор детских книг

Мало кому из современных художников удаётся одинаково интенсивно сотрудничать как с огромными издательскими «монстрами», так и с небольшими, «камерными» издательствами. Наталья Салиенко успешно работает и с теми, и с другими. В «АСТ» иллюстрирует сказки Астрид Линдгрен и Софьи Прокофьевой. В «Эксмо» создаёт книжки-игрушки для самых маленьких. В «Самокате» оформляет «Цирк в шкатулке» Дины Сабитовой и «Красную Шапочку на Манхэттене» Кармен Мартин Гайте. В «Розовом жирафе» — «Сказки для Каприны» Мориса Карема и свеженьких, с пылу с жару, «Пендервиков» Джинн Бёрдселл. Наконец, у Мещерякова она мягко разрисовывает карандашами рассказы Куприна и Чехова и, по контрасту, щедро заливает красной краской сборник Маяковского «Конь-огонь» (см.: Коротко: Маяковский В. В. Конь-огонь).

Всякий раз художница пытается найти свежее, оригинальное решение, хотя порой это бывает непросто. Относясь к себе критически, она чётко разделяет работу «для денег» и «для души». Но идти на поводу у требований рынка ей совсем не хочется: «Мне не хватает авторских решений в детской художественной литературе, — сетует Наталья Петровна. — Мне страшно обидно, что мамы и папы перестали понимать, как важно пластическое и не перегруженное деталями рисование в детских книгах».

Художница не сдаётся: «Я по-прежнему пытаюсь объяснить необходимость детских изданий, лёгких по форме, изящных и лаконичных по исполнению, почти монохромных. Необходимо пересмотреть издательскую политику, приблизить её к современному мировосприятию». И продолжает неустанные поиски.

salienko2 salienko4

salienko3

А.Копейкин

11 августа родилась Энид (Инид) Мэри БЛАЙТОН (1897-1968), английская писательница

Айзек Азимов за всю свою жизнь написал около пятисот книг. Он, вероятно, думал, что это рекорд. Ничуть не бывало! По самым приблизительным подсчётам, англичанка Энид Блайтон сочинила примерно на сто книг больше. В особенно продуктивный период (1940-е годы) писательница выдавала «на гора» до тридцати книг в год. И чего там только не было! Сказки, стихи, детективы. Для самых маленьких и для ребят постарше.

blyton2Критики на чём свет стоит ругали её сочинения за излишнюю простоту и примитивность, а библиотекари — что греха таить! — попросту изымали их с полок. Как говорится, во избежание.

Не писательница, а сущее бедствие, думали многие родители. Но Блайтон это не очень задевало. «Я даю детям то, что они хотят, — говорила она. — Если они не смогут взять мои книжки в библиотеке, они купят их на свои карманные деньги».

Ну что тут поделаешь! Да, в общем-то, ничего. Спустя годы некоторые книжки Блайтон стали вполне классическими. Не все, разумеется, а именно некоторые. Такие, например, как история игрушечного человечка по имени Нодди («Приключения Нодди») или «Знаменитый утёнок Тим» (см.: Избранное: Малышам: От двух до пяти: Блайтон Э. Знаменитый утёнок Тим; Приключения Нодди) — добрые и славные сказки для малышей. А ещё «Зачарованный лес» — первая часть фэнтезийного сериала для младших подростков. Ну и, конечно, детективы! Серия о великолепной пятёрке послужила великолепным образцом к подражанию для многих детских писателей, пришедших Блайтон на смену.

На русском языке книги «любимицы детворы» представлены довольно широко. Начиная с 1990-х годов и наши читатели имеют возможность узнать «Тайну сгоревшего коттеджа», «Тайну угрожающих писем», «Тайну пропавшей кошки», «Тайну человека со шрамом», «Тайну бродячего цирка», «Тайну секретной лаборатории», «Тайну запутанного следа» и прочая, и прочая, и прочая.

blyton3

А.Копейкин