24 августа
24 августа родилась Александра Яковлевна БРУШТЕЙН (1884-1968), русская писательница, драматург, одна из основателей советского детского театра

Не раз доводилось встречать людей, вспоминавших трилогию «Дорога уходит в даль…» с самыми тёплыми чувствами. Семидесятилетняя Александра Бруштейн, полуглухая и полуслепая, работая по два часа в день (иначе ей грозила полная потеря зрения), так скрупулёзно и с такой любовью воссоздала всю атмосферу дореволюционного Вильнюса (Вильно), с таким количеством деталей и деталек, что не поддаться их очарованию и не оценить этот писательский подвиг невозможно.

Говорят, на склоне лет в памяти особенно ярко встают события и образы детства. Александра Яковлевна не забыла ни одну мелочь, ни один штрих из того времени и с удивительной живостью воспроизвела их в своей книге, где нет головокружительного действия и умопомрачительных приключений, но есть простая человеческая жизнь, симпатичные люди и достоверный портрет ушедшей эпохи.

brushteyn

А.Копейкин

24 августа родился Сергей Анатольевич СЕДОВ (р. 1954), русский писатель

Марина Москвина как-то сказала: «Сергей Седов — это великий сказочник современности, но чует моё сердце, что по нему плачет вечность».

24 августа родился Дмитрий Николаевич КАРДОВСКИЙ (1886-1943), русский художник, книжный график

Достижения Дмитрия Кардовского в книжной графике были столь весомы и значительны, что исследователи нередко посвящали целые статьи какой-то одной оформленной им книге. Статьи обычно так и назывались: «“Каштанка” в рисунках Кардовского» или «Иллюстрации Кардовского к “Робинзону Крузо”», наконец, просто — «Театр одной книги» (это о грибоедовском «Горе от ума» 1913 года выпуска).

Последнее из упомянутых изданий являет собой настоящее чудо полиграфического искусства начала прошлого века (необходимо заметить, что в рождении этого чуда принимал также участие Г.И.Нарбут): «Книга сделана почти идеально», — писала искусствовед И.Вадимова. А иллюстрации!.. «Упоительно любовно и внимательно вырисовывал художник реалии московского дома грибоедовского времени, вазы, подсвечники и кувшины, стоящие на каминах, мебель, украшенную бронзовыми накладками, розовые обои с переплетающимися зелёными гирляндами, цветные стёклышки в дверях, миниатюрные портреты в рамах, висящие по стенам… Всё абсолютно достоверно, можно не сомневаться в том, что выглядело почти всё именно так. Мирискусническая «ретро-мечта» украсила и умиротворила этот мир. Соответствие тщательно костюмированных персонажей этому изысканно-стильному миру создаёт особую органичность мира иллюстраций Кардовского».

Принципов правдиво-реалистического (иногда с оттенком импрессионизма) изображения книжных героев и обстановки, в которой они действуют, Дмитрий Николаевич придерживался и в других своих работах, будь то иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева или А.П.Чехова. Между прочим, специалисты всерьёз полагают, что именно Кардовский «первым из русских художников понял и оценил гений Чехова» (О.Подобедова), а сам Дмитрий Николаевич своей работе над прозой великого русского классика посвятил отдельную статью «Как я рисовал иллюстрации к “Каштанке” А.П.Чехова».

kardovskiy kardovskiy3 kardovskiy2

А.Копейкин