10 марта
10 марта родилась Ника Георгиевна ГОЛЬЦ (1925-2012), русская художница, иллюстратор детских книг

goltsКонечно, мы видим эти лица, но как будто во сне. Узнаём очертания человеческого мира, но как будто сквозь лёгкий туман. Не нужно никаких рассказов про полёты «вернувшихся оттуда» и пресловутый свет в конце туннеля: графические мечты Ники Гольц объективно доказывают, что душа умеет жить вне тела.

Гофман, Гауф, Гоголь, братья Гримм и Шарль Перро, Пройслер, Погорельский и, конечно же, Андерсен — какие ещё нужны комментарии, если художник способен стать соавтором всех этих сочинителей других миров?..

Однако следует добавить, что в каждой книге, украшенной Никой Гольц, были ещё два «соавтора». Незримо для ребёнка и безоговорочно для взрослого там присутствовало мощное чувство мировой культуры, а степень профессионального мастерства поражала даже специалистов. Почти каждый из них непременно писал про чёрный цвет Ники Гольц, про то, как самый беспросветный мрак она умела превращать в серебристый отсвет и находила столько оттенков чёрного, сколько считала нужным.

golts2Ещё одно, но отнюдь не лишнее тому доказательство появилось в 2009 году, когда вышли в свет «Английские народные сказки», и на каждой их странице, в строгом диапазоне от белого до чёрного, бушевал такой темперамент и правила бал такая фантазия, что юным бунтарям от искусства с волосами лилового цвета пришлось потупить взор. Чёрный меч звенел, скрестившись с белым. Чёрная нечистая сила мчалась, растворяясь на ходу, а чёрный сказочный бык был прекрасен настолько, что сам собой всплывал из греческих глубин древний миф о несчастном Минотавре и его отце.

Издания с изысканными иллюстрациями Ники Георгиевны Гольц делают честь нашему книжному пространству, потому что поднимают полиграфический «продукт» до уровня искусства.

И.Линкова

10 марта родился Анатолий Иванович МОШКОВСКИЙ (1925-2008), русский писатель

moshkovskiyЕсли бы советской детской литературе можно было сделать кардиограмму, в начале 1960-х честный самописец непременно вздрогнул бы и вычертил острый зубец. Книги для детей по-своему пережили изменение погоды в стране, и стук человеческого сердца стал слышнее.

Ранние повести и рассказы Анатолия Мошковского говорят о том, что жить непросто. Может погибнуть мама. Может по вине старшего брата утонуть в холодном море младший братишка, и волны вынесут малыша на берег вместе с перепутанными водорослями. Самый главный — необязательно лучший, а слово «взрослый» вовсе не означает «безупречный».

Окружающая среда располагала к некоторому романтизму. Один сборник назывался «Не погаснет, не замёрзнет» (это про маяк), другой — «Не опоздай к приливу». Хорошие люди, большие и маленькие, вопреки всему скромно совершали в книгах Мошковского красивые, мужественные поступки, и по интонации это было очень похоже на бардовские песни, которые греют доверчивую душу.

Прошли годы. И вот в начале нового века издательство «Астрель» сообщило, что за плечами писателя Мошковского целых шестьдесят книг для детей и выпустило очередную — переиздание двух сказочно-фантастических повестей, в которых автора «бардовских» книг узнать практически не удаётся. Только волшебная коробочка, которая помогает нажатием кнопки вызывать у живого человека то Жадность, то Доброту, то Страх, то Мужество («Семь дней чудес»). Только история про звездолёт, который детишки угнали без спросу, чтобы в итоге убедиться, что они — «заблудившиеся», а планета Земля — «тёплая, обжитая, добрая» («Пятеро в звездолёте»).

Интерес современных издателей к таким текстам выглядит закономерно. Разве на стыке веков почти вся детская литература не «эвакуировалась» из жизни в «сказку», надеясь пересидеть смутные времена?..

И.Линкова