25 сентября
25 сентября родился Александр Борисович РАСКИН (1914-1971), русский писатель

Александр Раскин

Наконец-то нашёлся взрослый человек, который не стал притворяться «примером для подражания»! Более того, он написал детскую книжку, в которой многие рассказы называются абсолютно неподобающим образом: «Как папа укусил профессора», «Как папа бросил хлеб», «Как папа опаздывал», «Как папа обманывал учительницу» и даже — о ужас! — «Как папа прыгал с балкона». Если начать с рассказов вроде бы безобидных («Как папа пошёл в школу», «Как папа рисовал», «Как папа делал табуретку»), ситуация всё равно не изменится. То есть табуретку этот самый «маленький папа» сделал о пяти ногах и до сих пор понять не может, как это у него получилось.

Единственная детская книжка знаменитого юмориста Александра Борисовича Раскина «Как папа был маленьким» появилась почти пятьдесят лет назад, в начале 1960-х. Нет никаких сил повторять, что причиной её появления, как и у тысячи других писателей, стала надежда утешить своими забавными историями заболевшую дочку. Оставим это. Главное, что у нас в руках такая редкая книжная удача, которую просто грех упустить.

Папа Раскин поступил просто: он вспомнил для детей то, что осталось картинкой в памяти. Но так как, вспоминая, он был уже взрослым, умным и литературно опытным, то сумел найти слова, от которых самая пустяковая детская ситуация превратилась в тонкий психологический этюд, иногда — почти притчу. Нашёлся даже литературовед, который сравнил «маленького папу» с маленьким Чарли великого Чаплина. Это, конечно, перебор, но не совсем беспочвенный. Александр Раскин на самом деле хороший юморист — недаром его наставником был Евгений Петров из тандема «Ильф и Петров», а кинофильм «Весна», в создании которого принимал участие Александр Борисович, был и остался образцом жанра.

И ещё… Для детей книжка А.Раскина — радость, а для взрослых — учебник. Пособие по контактам с девочками и мальчиками. Психологическая шпаргалка, чтобы не запнуться после неизбежных родительских слов: «Когда я был маленьким…»

Читать об авторе на Продетлит

И.Линкова

25 сентября родился Иван Иванович ЛАЖЕЧНИКОВ (1792-1869), русский писатель

Иван Иванович ЛАЖЕЧНИКОВ

В начале XIX века на волне интереса к отечественной истории романы И.И.Лажечникова («Последний Новик», «Ледяной дом», «Басурман») пользовались в России немалым успехом, а их создатель — «первый русский романист» (В.Г.Белинский) — удостоился похвал от самого А.С.Пушкина. «Несколько раз проезжая через Тверь, — признавался поэт в письме Ивану Ивановичу, — я всегда желал случая Вам представиться и благодарить Вас, во-первых, за то истинное наслаждение, которое доставили Вы мне Вашим первым романом…» Александр Сергеевич имел в виду роман «Последний Новик, или Завоевание Лифляндии в царствование Петра Великого». По словам неистового Виссариона, это было «произведение необыкновенное, ознаменованное печатью высокого таланта»; именно оно заставило говорить о своём авторе, как о российском Вальтере Скотте.

Для подростков, однако, чаще издавался роман Лажечникова «Ледяной дом», посвящённый эпохе правления императрицы Анны Иоанновны и периоду так называемой бироновщины. Эта книга также удостоилась высокой оценки А.С.Пушкина, отмечавшего, впрочем, что её автор не во всём верен правде истории: «Может быть, в художественном отношении «Ледяной дом» и выше «Последнего Новика», но истина историческая в нём не соблюдена, и это со временем… конечно, повредит вашему созданию; но поэзия останется всегда поэзией, и многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык».

А.Копейкин

25 сентября родилась Яна Седова (р. 1985), художник-иллюстратор

Яна Седова

Первая проиллюстрированная Яной Седовой книга — повесть Э. Веркина «Друг апрель» увидела свет в 2011 году в издательстве «Игра слов». В 2012 году в знаменитой серии «Волшебные сказки со всего света» издательства «Рипол Классик» были изданы «Волшебные сказки Ингушетии». Яркие, эмоциональные иллюстрации, передающие душу ингушского народа, красоту и таинственность природы, были созданы Яной Седовой и Азой Базоркиной. Книга заслужила массу положительных отзывов, принесла художникам победу в конкурсе «Образ книги».

В своём творчестве Яна Седова обращается не только к классическим произведениям. Среди её работ есть рисунки к рассказам и сказкам современных писателей. В 2021 году увидела свет оригинальная поэтичная сказка О. Лукас «Превращения ёлочной Маши». Яна признаётся, что эта работа для неё особенно ценная — здесь она пробует новую для себя технику трафаретной печати акрилом, в которой отходит о привычной детализации, всё упрощает и сводит к цветовому пятну.

Читать об авторе на Продетлит

25 сентября родился Ондржей Секора (1899-1967), чешский журналист, художник, карикатурист и иллюстратор

Ондржей Секора

Популярность произведений О. Секоры на родине была — и остаётся по сей день — очень высокой, его книги и комиксы регулярно переиздаются. Но любимым героем нескольких поколений детей и персонажем, принёсшим автору мировую славу, стал муравей Ферда. История муравья в красном галстуке-бабочке в черный горошек началась в 1927 году. Тогда на страницах воскресного приложения к «Lidové noviny» начали публиковаться комиксы для взрослых читателей «Приключения пьяного муравья» («Opilé mravenčí dobrodružství»). Их герой был скорее отрицательным, однако настолько обаятельным, а истории о нём — такими увлекательными (развивая сюжет, Секора использовал элементы саспенса и комедии положений), что вскоре шустрый и неунывающий муравей стал любимым героем не только взрослых, но и детей.

Жук Пытлик, приятель муравья Ферды, — второй популярный персонаж О. Секоры. Жук появился на страницах приложения к газете «Lidové noviny» в 1935 году. О нём — книги «Trampoty brouka Pytlíka» (1939) и «Malířské kousky brouka Pytlíka» (1940). Русскоязычному читателю этот герой известен гораздо меньше: «Приключения жука Пытлика» были изданы на русском только в 2018 году.

Читать об авторе на Продетлит

25 сентября родился Владимир Степанов (1949 - 2025), советский и российский детский писатель, поэт-песенник

Владимир Степанов

В 1979 году, по представлению редакции журнала «Мурзилка», Владимир Степанов был выдвинут делегатом VII Всесоюзного совещания молодых писателей. Семинаром детской литературы на совещании руководила Агния Барто. Впоследствии Владимир Александрович вспоминал, что именно тогда он услышал самый профессиональный разговор о детской поэзии. Он был поражён глубиной анализа, тонкостью наблюдений и той искренней любовью к юному читателю, которая пронизывала каждое слово выступающих. Агния Львовна, с присущей ей мудростью и проницательностью, умела выявить зерно таланта даже в самых робких начинаниях, направляя молодых авторов по пути создания настоящих, живых стихов, которые могли бы зажечь искру в глазах ребенка и поселить в его сердце доброту и любознательность.

Признание пришло к Владимиру Степанову в 1982 году: за стихотворение «Белые лисы» он получил ежегодную премию журнала «Костёр». Следующий год стал для него ещё более значимым: главный редактор журнала С. Сахарнов и известный детский писатель В. Берестов поддержали его, дав рекомендацию в Союз писателей.

Стихи Владимира Степанова также являются неотъемлемой частью литературных хрестоматий для дошкольников и учеников начальных классов. Поэзия Владимира Степанова пронизана душевным теплом и неподдельной искренностью, что делает его стихи лёгкими для восприятия и запоминающимися. Творчество автора пронизано образами природы и животного мира, а тема Родины звучит в нем особенно проникновенно. Через такие произведения, как «Что мы Родиной зовём?», «Герб России», «Флаг России», «Москва», «Российская семья», «Горница-узорница» и «День Победы», он стремился пробудить в детях глубокое чувство гордости и осознание ответственности за свою страну.

Особой популярностью пользуются книги писателя, предназначенные для обучения грамоте. Ключевым элементом «Букваря» Владимира Степанова является классическая русская методика, направленная на обучение чтению. Использование этого пособия позволяет ребенку не только освоить базовые навыки чтения и письма, но и глубже проникнуть в суть, понять и ощутить красоту родного языка. Авторский подход Владимира Степанова отличается системностью и последовательностью, что делает процесс освоения букв и звуков максимально естественным и увлекательным. Каждая страница «Букваря» – это шаг к постижению богатства русской речи, где буквы оживают, складываясь в слова, а слова — в осмысленные предложения. Такой подход способствует формированию не только читательской компетенции, но и общей эрудиции, развивая у малышей логическое мышление и воображение.

Читать об авторе на Продетлит