Наконец-то нашёлся взрослый человек, который не стал притворяться «примером для подражания»! Более того, он написал детскую книжку, в которой многие рассказы называются абсолютно неподобающим образом: «Как папа укусил профессора», «Как папа бросил хлеб», «Как папа опаздывал», «Как папа обманывал учительницу» и даже — о ужас! — «Как папа прыгал с балкона». Если начать с рассказов вроде бы безобидных («Как папа пошёл в школу», «Как папа рисовал», «Как папа делал табуретку»), ситуация всё равно не изменится. То есть табуретку этот самый «маленький папа» сделал о пяти ногах и до сих пор понять не может, как это у него получилось.
Единственная детская книжка знаменитого юмориста Александра Борисовича Раскина «Как папа был маленьким» появилась почти пятьдесят лет назад, в начале 1960-х. Нет никаких сил повторять, что причиной её появления, как и у тысячи других писателей, стала надежда утешить своими забавными историями заболевшую дочку. Оставим это. Главное, что у нас в руках такая редкая книжная удача, которую просто грех упустить.
Папа Раскин поступил просто: он вспомнил для детей то, что осталось картинкой в памяти. Но так как, вспоминая, он был уже взрослым, умным и литературно опытным, то сумел найти слова, от которых самая пустяковая детская ситуация превратилась в тонкий психологический этюд, иногда — почти притчу. Нашёлся даже литературовед, который сравнил «маленького папу» с маленьким Чарли великого Чаплина. Это, конечно, перебор, но не совсем беспочвенный. Александр Раскин на самом деле хороший юморист — недаром его наставником был Евгений Петров из тандема «Ильф и Петров», а кинофильм «Весна», в создании которого принимал участие Александр Борисович, был и остался образцом жанра.
И ещё… Для детей книжка А.Раскина — радость, а для взрослых — учебник. Пособие по контактам с девочками и мальчиками. Психологическая шпаргалка, чтобы не запнуться после неизбежных родительских слов: «Когда я был маленьким…»
И.Линкова
В начале XIX века на волне интереса к отечественной истории романы И.И.Лажечникова («Последний Новик», «Ледяной дом», «Басурман») пользовались в России немалым успехом, а их создатель — «первый русский романист» (В.Г.Белинский) — удостоился похвал от самого А.С.Пушкина. «Несколько раз проезжая через Тверь, — признавался поэт в письме Ивану Ивановичу, — я всегда желал случая Вам представиться и благодарить Вас, во-первых, за то истинное наслаждение, которое доставили Вы мне Вашим первым романом…» Александр Сергеевич имел в виду роман «Последний Новик, или Завоевание Лифляндии в царствование Петра Великого». По словам неистового Виссариона, это было «произведение необыкновенное, ознаменованное печатью высокого таланта»; именно оно заставило говорить о своём авторе, как о российском Вальтере Скотте.
Для подростков, однако, чаще издавался роман Лажечникова «Ледяной дом», посвящённый эпохе правления императрицы Анны Иоанновны и периоду так называемой бироновщины. Эта книга также удостоилась высокой оценки А.С.Пушкина, отмечавшего, впрочем, что её автор не во всём верен правде истории: «Может быть, в художественном отношении «Ледяной дом» и выше «Последнего Новика», но истина историческая в нём не соблюдена, и это со временем… конечно, повредит вашему созданию; но поэзия останется всегда поэзией, и многие страницы вашего романа будут жить, доколе не забудется русский язык».
А.Копейкин
Первая проиллюстрированная Яной Седовой книга — повесть Э. Веркина «Друг апрель» увидела свет в 2011 году в издательстве «Игра слов». В 2012 году в знаменитой серии «Волшебные сказки со всего света» издательства «Рипол Классик» были изданы «Волшебные сказки Ингушетии». Яркие, эмоциональные иллюстрации, передающие душу ингушского народа, красоту и таинственность природы, были созданы Яной Седовой и Азой Базоркиной. Книга заслужила массу положительных отзывов, принесла художникам победу в конкурсе «Образ книги».
В своём творчестве Яна Седова обращается не только к классическим произведениям. Среди её работ есть рисунки к рассказам и сказкам современных писателей. В 2021 году увидела свет оригинальная поэтичная сказка О. Лукас «Превращения ёлочной Маши». Яна признаётся, что эта работа для неё особенно ценная — здесь она пробует новую для себя технику трафаретной печати акрилом, в которой отходит о привычной детализации, всё упрощает и сводит к цветовому пятну.
Популярность произведений О. Секоры на родине была — и остаётся по сей день — очень высокой, его книги и комиксы регулярно переиздаются. Но любимым героем нескольких поколений детей и персонажем, принёсшим автору мировую славу, стал муравей Ферда. История муравья в красном галстуке-бабочке в черный горошек началась в 1927 году. Тогда на страницах воскресного приложения к «Lidové noviny» начали публиковаться комиксы для взрослых читателей «Приключения пьяного муравья» («Opilé mravenčí dobrodružství»). Их герой был скорее отрицательным, однако настолько обаятельным, а истории о нём — такими увлекательными (развивая сюжет, Секора использовал элементы саспенса и комедии положений), что вскоре шустрый и неунывающий муравей стал любимым героем не только взрослых, но и детей.
Жук Пытлик, приятель муравья Ферды, — второй популярный персонаж О. Секоры. Жук появился на страницах приложения к газете «Lidové noviny» в 1935 году. О нём — книги «Trampoty brouka Pytlíka» (1939) и «Malířské kousky brouka Pytlíka» (1940). Русскоязычному читателю этот герой известен гораздо меньше: «Приключения жука Пытлика» были изданы на русском только в 2018 году.