Слава нашей стороне!
Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. |
Вслед за этим эпиграфом простирается 170 страниц самой известной поэмы Натальи Кончаловской «Наша древняя столица». В пятидесятые годы прошлого века огромные отрывки из этого произведения школьники заучивали наизусть, а первые две строчки были, без всякого преувеличения, крылатыми словами.
Другие сочинения писательницы менее известны, хотя работала она в самых разнообразных жанрах. Наталья Петровна Кончаловская писала русские тексты к операм Моцарта, Массне, Верди, Дебюсси; ей принадлежит первая русская книга об Эдит Пиаф («Песня, собранная в кулак»); для взрослых Кончаловская переводила с французского, для детей сочиняла собственные стихи и делала переводы английских, украинских, грузинских, кабардинских поэтов; писала взрослые повести, публицистику; выпускала для малышей книжки-ширмы, книжки-игрушки.
Отдельной строкой следует отметить произведения, которые Н.П.Кончаловская посвятила своей семье. Внучка художника Василия Сурикова, дочь художника Петра Кончаловского неоднократно обращалась к этой теме; «романтическая быль» «Дар бесценный» наиболее полно рассказывает о знаменитых предках, прозаические книги «Суриково детство» и «Сын земли сибирской» повествуют о Василии Ивановиче Сурикове.
Если завести разговор об истоках детективного жанра, выяснится, что именно Эдгар По и никто иной распахнул заветную дверь в этот совершенно новый литературный мир. Да ещё как распахнул! Куприн писал по этому поводу: «Конан-Дойль, заполнивший весь земной шар детективными рассказами, всё-таки умещается вместе со своим Шерлоком Холмсом, как в футляр, в небольшое гениальное произведение Э.По — “Преступление на улице Морг”».
Сам Эдгар По называл свои сочинения этого ряда «логическими рассказами». Их главный герой, сыщик, распутывал сложные преступления методом рационального анализа, а чтобы читателю было понятней, растолковывал ход своей мысли напарнику, от лица которого велось повествование. Такой литературный приём ничего вам не напоминает?
Мало того, официальное литературоведение безоговорочно считает, что Эдгар По был ещё и зачинателем «научной фантастики, рассказа ужасов, а также предтечей поэзии символизма».
Какой же должна быть жизнь человека, успевшего за сорок лет совершить такое? Эта жизнь была несчастной от начала и до конца — с того дня, как умер отец Эдгара, и до той минуты, когда писатель был найден на улице без чувств. Найден только для того, чтобы скончаться в больнице для бедных.
И.Линкова
В книгах Боден часто находили отражение моменты из её собственной жизни, вот и в повести «Кэрри в дни войны» писательница использовала собственный опыт эвакуации и жизни в чужом доме, среди чужих людей. Действие повести происходит в горной долине Уэльса, в той самой, где писательница жила во время войны. Повесть обращена к детям семи – десяти лет, поэтому война здесь только фон: она в письмах мамы, в наивных рассуждениях юной героини о Гитлере. Главное в книге — новые люди, которые появились в жизни Кэрри, эвакуированной из Лондона в безопасную глушь. Общение с ними позволяет Кэрри приобрести опыт человеческих взаимоотношений, учит терпимости и доброте.
«Мятный поросёнок» — жизненная и оттого грустная история, хотя завершается она наилучшим образом: отец, уехавший на заработки в Америку, благополучно вернулся домой. Но Джонни, самого маленького поросёнка в помёте и лучшего друга Лили, Полл, Джорджа и Тео, Джонни, которого обожал весь городок, — его больше нет. Его отдали мяснику, и дети ничего не могли возразить, ведь у семьи такие большие долги, а папа так далеко... Книга написана от лица девятилетней девочки, время действия — самое начало ХХ века.
Практически все книги Боден для детей и подростков получали положительные отклики критики, а читатели присылали Боден письма, в которых благодарили за интересные и честные книги. Сама Боден говорила, что к работе над детскими книгами она подходила так же серьёзно, как и к написанию книг для взрослой аудитории, и что её работа над книгами для детей в конечном итоге обогащает книги для взрослых читателей, и наоборот.
Произведения Нины Боден неоднократно экранизировались. Первый фильм «The Solitary Child» был снят по одноимённой детективной повести ещё в 1958 году. Ещё один детектив, уже детский, «A Handful of Thieves», вышел на экраны в 1969-м. В 1971 году зрители увидели сразу два фильма — ленту «On the Run» и мини-сериал «The Runaway Summer». Повесть «Кэрри в дни войны» экранизировалась дважды: в 1974-м м 2004-м годах были сняты телевизионные художественные фильмы. Многосерийная лета 2004 года получила получил четыре премии Британской академии кино и телевизионных искусств (The British Academy of Film and Television Arts / BAFTA): за лучший дизайн, лучшие костюмы, лучший макияж и лучшую музыку.
Песню про Катюшу смело можно считать вторым гимном Советского Союза. Но если бы не твёрдый характер композитора Матвея Блантера, у нас, может, и не было бы этой знаковой, народной и международной песни. Оказывается, Исаковский во время короткого первого знакомства просто показал Блантеру сочинённые когда-то четыре строчки и занялся другими делами. «Расцветали яблони и груши, / Поплыли туманы над рекой. / Выходила на берег Катюша, / На высокий на берег крутой…» — прочёл композитор и сразу понял, какая счастливая находка у него в руках. Он тут же помчался в Ялту, где отдыхал тогда Михаил Васильевич, и буквально заставил написать продолжение. Первый раз «Катюша» прозвучала в 1938 году и сразу стала своей во всех концах огромной страны, будто всегда там жила.
Это вообще отличительная черта стихов Михаила Исаковского. Деревенский мальчишка, никаким литературно-художественным тонкостям специально не обученный, он много раз находил слова, которые требовали музыки. А когда люди начинали петь, им казалось, что они давно знают и помнят каждую строчку. «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь», «Ой, цветёт калина», «В лесу прифронтовом»… — многие годы эти песни были для всех не украшением или забавой, а частью жизни.
Существовали, конечно, и другие тексты. Например, стихотворение могло называться «Я в жизни всем тебе обязан», и название уточнялось посвящением: «Нашей Партии». Кто теперь помнит эту «дань времени»?
Детским поэтом Михаил Исаковский не был. Но среди его произведений, ставших песнями, есть одно особенное. Трудно поверить, что это сочинил «дяденька» — мужчина, позволивший себе прошептать вслух такие слова. Эту «Колыбельную» всегда поёт женский голос, переполненный нежностью:
…Завтра проснёшься — и ясное солнце |
Для автора таких слов мало даже звания Героя и четырёх орденов Ленина, которыми наградила поэта Исаковского советская власть.
И.Линкова
У нас нет формального повода приветствовать Валентина Серова на этом сайте — кажется, он никогда не делал иллюстраций к детским книгам. Однако Валентин Серов так рисовал детей, что промолчать в день его юбилея практически невозможно.
Отсылать современных взрослых к «детским» работам Серова немножко боязно: заглянув в глаза Ляли и Коли Симонович, дочерей Боткина или девочек Касьяновых, успешный топ-менеджер или креативный директор может сбиться с темпа. Он вдруг поймёт, что никогда не видел собственных детей.
Специального сборника «Дети Серова», к сожалению, нет. Но в многочисленных альбомах репродукций прячутся, кроме «Девочки с персиками» и «Мики Морозова», великолепная работа «Дети», Юра Морозов, Саша Серов, Миша Серов и даже юный граф Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов…
И.Линкова
Свою первую историю — сказочную повесть «Алекс и снежные тени» Фред Адра отправил в издательство «Сократ» города Екатеринбурга, в 2004 году её напечатали. В том же 2004 году, будучи в гостях у друзей в Екатеринбурге, Фред Адра придумал имя Лис Улисс. По прибытии в Иерусалим он начал работу над историей про Лиса, спустя год роман был завершен. Друзья автора уговорили его прочитать роман вслух. Автору пришлось читать четыре вечера подряд, с каждым днём слушателей становилось всё больше. В 2006 году с разрешения Фреда Адры роман был отправлен его друзьями на литературный конкурс «Заветная мечта». «Лис Улисс» занял первое место Большой премии, автор заключил договор с издательством «Время». С 2006 по 2008 год издательством было издано первые две части трилогии («Лис Улисс», «Лис Улисс и край света»). Последнюю часть трилогии — «Лис Улисс и связь времен», написанную в 2008 году, «Время» уже не выпустило.
В 2010 году Фред Адра заключил договор с издательством «Эксмо». «Лисология» была полностью переиздана. Первые два романа получили названия «Лис Улисс и клад саблезубых» и «Лис Улисс и потерянный город». В 2011 году впервые вышла в свет завершающая часть трилогии, получившая новое название — «Лис Улисс и свирель времени». В 2012 «Эксмо» издает новый роман Фреда Адры «Кот Артур и ловушка для Земли», относящийся к серии о Лисе, но не продолжающий её. С 2012 года издательство прекращает сотрудничество с автором, не видя перспективы в продолжении истории об антропоморфных зверях. Поиски новых издательств привели автора к решению выложить продолжения «Лиса Улисса» в свободный доступ. Спустя 6 лет после распада группы «Злые Куклы», в 2013 году Фред Адра объявил об её возрождении. Журнал «Dark City» — один из ведущих журналов о тяжелой музыке в России писал: «"Злые Куклы" — это вам не модные американские скандалисты Murderdolls, ничего даже отдаленно похожего! Это группа из Иерусалима, исполняющая душевный русскоязычный фолк–рок с налетом готического нуара и легкой театральной психоделии».
Со слов автора, её любимый жанр — психологическая повесть. Юлия Кузнецова не боится говорить о серьёзных и важных темах, понятным современному ребёнку и подростку языком. С наибольшим трепетом Кузнецова относится к первой своей книге — «Выдуманный Жучок». Это книга о тех, кто научился достойно жить с неизлечимой болезнью. В 2013 году вышла повесть «Помощница ангела» — о дружбе, любви, добре, сострадании. Широкую известность и самые престижные литературные награды Юлии Кузнецовой принесли повести «Где папа?» и «Фонарик Лилька». Большой интерес у читателей и критиков вызвала трилогия «Первая работа» — о трудностях выбора, взросления, об отношении подростка к работе, к родителям.
Кузнецова не только популярный детский писатель. Она — автор книги для родителей «Расчитайка», где делится простыми приемами, которые помогли её собственным детям начать читать с таким же удовольствием, с каким они смотрели мультфильмы и играли в игры. Юлия Кузнецова — автор онлайн-курса для родителей «Зачитаем!», ведёт курс-интенсив «Хочу читать» для детей 6–12 лет в ЦГДБ им. А. П. Гайдара (Москва). Также Юлия Никитична написала множество статей, посвящённых детскому и семейному чтению для рубрики «Растим читателя» интернет-журнала «Папмамбук».