Шклярский писал приключенческие романы. При этом он сам почти не путешествовал: ему хватало собственного воображения. Самое, пожалуй, значимое его заграничное путешествие — и приключение — было в Египте, где Шклярский хотел во что бы то ни стало попасть на мусульманское кладбище. Сторож-египтянин после долгих уговоров пустил его, но на прощанье угостил отравленными финиками; писателя едва успели спасти от смерти в больнице.
Томек Вильмовский — самый известный персонаж Шклярского — родился двадцать лет спустя после войны. Первая книга о Томеке называлась «У Томека неприятности» (Tomek w tarapatach, 1948), в ней рассказывается о молодом парне, который выжил в авиакатастрофе, возвращаясь на родину. Увидев, что роман имел успех среди читателей, Альфред Шклярский решил написать больше подобных вещей: так родился цикл про Томека. Правда, его читателям пришлось ждать почти десять лет: первый роман, «Томек в стране кенгуру» (Tomek w krainie kangurów), вышел в 1957 году. Это, правда, не совсем тот же Томек, у которого в 1947 году были «неприятности». И читатели полюбили его не сразу: только в повторном издании с иллюстрациями Юзефа Марека романы стали расходиться, как горячие пирожки.
Новые книги выходили почти каждый год. Именно они сделали автора известным и на родине, и за рубежом. Некоторые из них — например, «Томек в гробницах фараонов» (Tomek w grobowcach faranonów, посм. изд. 1994) и «Томек на Аласке» (Tomek na Alasce, посм. изд. 2021) автор не успел закончить — эти романы «дописывались» католическим публицистом Адамом Зельгой и культурологом Мацеем Дудзяком соответственно на основе записей автора.
Педагогом Верзилин стал в 16 лет. Преподавал в начальных классах сельской школы, ходил с учениками в соседний лес, рассказывал им всё, что знал о деревьях, цветах, травах, и в результате именно там, между школой и лесом, определил своё призвание на всю жизнь. Школьный учитель, преподаватель в институте, член-корреспондент Академии педагогических наук стал писать детские книги о любимой ботанике — то есть, «водить в лес» целые миллионы незнакомых ребят. Книги получились такие хорошие, что долгие годы были у читателей буквально нарасхват, а издатели переиздавали их по два, три, семь раз.
Больше всех прославилась книжка «По следам Робинзона» — истории и советы на тему, как выжить в дебрях обычного русского леса, что в лесу на пользу, а что во вред. Ещё всем очень нравилось «Путешествие с домашними растениями». Это, если можно так сказать, «зимнее чтение», рассказ о всяких диковинных южных растениях, тропических и субтропических, которые приспособились жить на подоконнике и смотреть сквозь стекло на холодный октябрьский дождь и январскую метель.
Для того чтобы появился солидный том «По садам и паркам мира», Николай Михайлович посетил Италию, Норвегию, Финляндию, Францию, Чехию, Японию. Заграница тоже полюбила книги Верзилина, они были переведены на многие языки. И ещё очень хочется упомянуть одно издание, хотя никакого отношения к детскому чтению оно не имеет. Исследование под названием «Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее» учёный Верзилин написал вместе со своими сыновьями. Это редкое счастье.
А последняя книга называлась «Учитель ботаники». Она как будто замыкала круг, пройденный педагогом и писателем. Но прочитать её нельзя, потому что тираж погиб при печальных и почти детективных обстоятельствах. Эта грустная история рассказана, наверное, только на нашем сайте, потому что один чудом уцелевший экземпляр совершенно случайно попал в редакцию «BiblioГида» (см.: ПОРТРЕТ КНИГИ: Пропавшая книга, или Вопросы без ответов).
И.Линкова
В 2018 году Татьяна Григорьян написала свою первую книгу «Детский сад без слез», чтобы помочь дочери и другим детям адаптироваться к садику. Книга многократно переиздавалась.
В 2020 году она прошла профессиональную переподготовку в Восточно-Европейском институте психоанализа, получив квалификацию «Детский психолог». Параллельно продолжала писать книги.
В своих интервью на Радио России, «Маяк», «Серебряный дождь» и ТВ-Кавказ Татьяна часто говорит о том, что современные родители оказались в сложной ситуации: они уже не хотят воспитывать детей как раньше, а как нужно, порой не имеют представления. Работа психолога заключается в том, чтобы помочь родителям найти нужные и бережные слова, отвечая на вопросы детей, часто затрагивающих сложные темы — утрату близкого человека, взаимоотношений братьев и сестер в семье, проживания различных чувств и др.
Ева Ибботсон начала писать ещё в детстве. Это были небольшие рассказы на немецком языке, пока она жила в Австрии, и на английском, когда переехала в Великобританию. Вернувшись к писательству уже во взрослом возрасте, Ева Ибботсон в свободное от воспитания детей время начала писать истории для женских журналов. Кроме того, она написала сценарий телеспектакля «Linda Came Today», который вышел в эфир в 1962 году. Когда все дети начали посещать школу, у Евы Ибботсон появилось время для создания своего первого романа. Так, в 1975 году вышла в свет её книга для детей «Великий поход привидений» («The Great Ghost Rescue»). Это повествование о семье привидений, которая вынуждена покинуть свой заброшенный замок, потому что пришли люди и стали перестраивать здание. Путешествуя в поисках нового места жительства, призраки знакомятся с мальчиком Риком, который хочет помочь им найти Убежище.
Ева Ибботсон обладала великолепной фантазией. По словам писательницы, ей всегда нравилось сверхъестественное. Героями своих произведений она часто делала монстров и привидений, колдунов и ведьм. Она хотела уменьшить страх читателей перед необычными явлениями.
В 1979 году вышла одна из самых известных детских книг Евы Ибботсон — «Мисс Ведьма» («Which Witch?»). По сюжету злой волшебник Арриман Ужасный, уставший от колдовского ремесла, ждёт появления своего преемника. Однако новый чародей, предсказанный цыганкой, так и не приходит. Тогда секретарь Арримана предлагает своему патрону жениться на ведьме и произвести на свет наследника. Чтобы волшебник мог выбрать себе невесту, был устроен конкурс среди местных ведьм: та участница, чья магия окажется самой губительной и зловещей, станет избранницей Арримана. В числе конкурсанток оказались не только чёрные ведьмы, но и белая ведьма Белладонна, которая не могла сотворить даже самое простейшее злодейское заклинание.
С началом Великой Отечественной войны Игорь Холин попал на фронт, воевал под Москвой, на Украине, на Юго-Западном фронте, дошёл до Праги. Несколько раз был ранен и обморожен. Едва выжил — одна из пуль прошла через уголок рта и вышла под лопаткой. Был награждён орденами и медалями. Войну закончил в чине капитана.
После демобилизации приехал в Москву, трудился на деревообрабатывающем комбинате, работал официантом в ресторане «Метрополь». После драки с пьяным солдатом получил два года лагерей и отбывал срок недалеко от железнодорожной станции Лианозово. В зоне встретил своего армейского друга, благодаря которому смог выходить за территорию. Холин, начавший писать стихи, решил познакомиться с творчеством Александра Блока и отправился за томиком его стихов в местную библиотеку. В те годы Блок считался почти запрещённым поэтом, и подобная просьба очень удивила библиотекаря Ольгу Потапову. Она показала стихи Холина своему мужу, поэту и художнику Евгению Леонидовичу Кропивницкому. В их доме в двухэтажном бараке в Долгопрудном постоянно собиралась молодёжь. Впоследствии встречи стали происходить в доме зятя Кропивницкого, художника Оскара Рабина.
После освобождения Холин стал участником «лианозовской школы» — стихийно возникшего неформального объединения молодых поэтов и художников-нонконформистов, считавших Кропивницкого своим наставником. Как и у других лианозовцев, основной темой творчества Холина стал мрачный быт рабочих, обитателей окраинных бараков. Знакомство с Кропивницким оказало огромное влияние на формирование его поэтики. В середине 50-х годов он создал цикл так называемых «барачных стихов», за ним последовал цикл «Космические». К концу десятилетия Игорь Холин становится одним из самых заметных лиц в неофициальной советской поэзии. До перестройки в СССР печатались только его детские стихи, а всё остальное публиковалось только в самиздатских изданиях и на Западе.
Писать для детей И. Холин начал с 1959 года. В советскую детскую литературу он вошёл вместе со своим другом, лианозовцем, поэтом Генрихом Сапгиром. Позднее Холин вспоминал, что на рубеже 60-х годов в Центральном доме литераторов открылась едва ли не первая выставка художников-авангардистов.
В 2016 году Елена Бурак написала ряд пособий для книжной серии «Где живёт время» издательства «Феникс-Премьер». Они включают разнообразные и занимательные задания, которые помогают дошкольнику усвоить понятия о времени в игровой форме.
В 2017 году издательство «Проф-Пресс» запустило персональную серию Елены Бурак «Я учусь!», предназначенную для педагогов школ раннего развития, воспитателей детских садов, родителей. В серию вошли пособия: «Логика и мышление», «Математическое развитие», «Мелкая моторика», «Окружающий мир», «Развитие внимания и памяти», «Развитие речи», «Сенсорное развитие». Кроме развивающих заданий, в пособиях можно найти ценные рекомендации по иллюстрации уроков музыкальным или литературным произведением.
В результате сотрудничества с издательством «Бином Детства» в 2019 году появились блокноты-тренажёры для популярной серии «Читать легко!»: «Мышка любит танцевать», «Цып-цып-цып и цап-царап!», «Кто шуршит в тишине?». Каждый блокнот — это шаг к осознанному чтению и разработан специально для обучения детей. Родители отмечают разнообразные, интересные, различного уровня сложности задания, которые развивают мышление и логику.
В 2024 году Елена Бурак стала лауреатом престижной литературной премии «Большая сказка» имени Эдуарда Успенского. Её сказочная познавательная повесть «Лицей “Морская миля”» одержала победу в номинации «Весёлый учебник».