26 марта
26 марта родился Геннадий Цыферов (1930-1972), русский советский писатель

Геннадий Цыферов

Нет ничего удивительного в том, что писатель С.Козлов нашёл такие добрые и верные слова для писателя Г. Цыферова. Автор ласковых сказок про Ёжика, Медвежонка и Лошадь, утонувшую в тумане, наверное, лучше всех понимал автора сказок про одинокого ослика, облачковое молочко и китёнка, который умел летать.
Сергей Козлов написал так:

«…Не знаю, как это сказать, но мне кажется, что Цыферов, прежде чем выпустить несколько слов в свет, на какое-то мгновение удерживал их на губах, чуть покусывая, как золотые монеты. Отсюда ощущение, что он искал продолжение фразы — о щ у п ь ю. Геннадий Михайлович Цыферов был и м п р о в и з а т о р о м. Импровизаторы — это такие люди, к которым ноты или слова приходят мгновенно, вспыхивая драгоценной бусинкой на незримой нити воображения. И только потом, дойдя до конца, если надо, они более тщательно отделывают своё произведение…

Геннадий Михайлович Цыферов никогда сразу не записывал своих сказок и каждый раз рассказывал их по-новому.

— Но вчера эта сказка была лучше! — изумлялся я. — Ты забыл?

— Нет, — отвечал он. — Ничего я не забыл. Я ищу…»

Эти слова стали предисловием к самой, пожалуй, известной книжке Геннадия Цыферова, которая называется «Тайна запечного сверчка». В книжке говорится о Моцарте, только не взрослом, а маленьком. Но ведь Моцарт тоже был импровизатором…

К счастью, и в последние годы переиздания сказок Цыферова продолжают появляться, даже с хорошими картинками: «Сказки старинного города», «Маленький великанчик» и т.д. А рассказаны эти истории так, что даже в голову не придёт, будто их сочинителя нет рядом.

Читать об авторе на Продетлит

И. Линкова

26 марта родился Борис Васильевич ВЛАСОВ (1936-1981), русский художник, книжный график

Борис Васильевич ВЛАСОВ

Борис Власов продолжил традиции своей семьи и своего города. Его родители, известные художники Василий Власов и Татьяна Шишмарёва, были учениками Владимира Лебедева — одного из главных представителей «ленинградской» школы книжной графики. Именно «домашние университеты» помогли молодому художнику рано обрести свой стиль и найти — по его же словам — ту «напряжённую активную форму», которая необходима для полноценных иллюстраций.

Борис Власов оформил всего полтора десятка книг, взрослых и детских, но среди них были «Старик и море», «Записки о Шерлоке Холмсе», «Айвенго»… Его работы для малышей, сделанные в 1960-70 годах, заслуживают особого внимания. Исследователи дружно отмечают, что художнику удалось сделать значительные, темпераментные, экспрессивные иллюстрации даже к самым непритязательным текстам.

И. Линкова

26 марта родился Алексей Радаков (1879-1942), русский советский художник-карикатурист

Алексей Радаков

С детской литературой А. Радаков связан со времён «Сатирикона». В 1909 году М. Г. Корнфельд, владелец и издатель «Сатирикона», предложил А. Радакову создать и возглавить журнал для детей. «Галчонок» (1911–1913) предвосхитил многие художественные, педагогические и журналистские новации, которые в полной мере реализовались уже в советский период. Основной принцип, на котором строился журнал: дети должны учиться играя. А. Радаков активно публиковался в «Галчонке». В частности, в этом журнале впервые была напечатана сказка в стихах «О злом Пете». В 1923 году она вышла в издательстве «Радуга» отдельной книгой, с рисунками автора. А. Радаков принимал участие в работе над знаменитым сборником «Жар-птица» (1911).

В декабре 1917 года А. Радаков вместе К. И. Чуковским, В. В. Лебедевым, А. Н. Бенуа участвовал в создании детского альманаха «Ёлка», который принято считать первой советской детской книгой. Сборник вышел в январе 1918 года.

В 1919 году А. Радаков оформлял книги серии «Народная библиотека», рисовал для детского журнала «Северное сияние» (1919–1920), выходившего под редакцией М. Горького. В следующем году вместе с М. Горьким и К. И. Чуковским разрабатывал редакционный план детского отдела издательства «Всемирная литература» и руководил художественной частью детского отдела Государственного издательства (ГИЗа).

Иллюстрированием книг для детей А. Радаков активно занимался в 1923–1925 годах. В рисунках прослеживается и лубочное начало, и давняя, ещё «сатириконская» насмешливость, и яркая образность, присущая карикатуре. Нередко его иллюстрации оказывались сильнее текста, интереснее и богаче смыслами. Оформленные А. Радаковым издания становились заметным явлением художественной жизни страны, но слабость литературной первоосновы привела к тому, что детские книги с рисунками А. Радакова в дальнейшем не переиздавались.

Читать об авторе на Продетлит