15 октября
15 октября родился Янь Вэнь-цзин (р. 1915), китайский писатель

Янь Вэнь-цзин

Язык сказок Янь Вэнь-цзина певуч и красив. Писатель сравнивал их со стихами. Многие из них действительно можно назвать стихотворениями в прозе. Так, в «Песне о маленьком ручье» рассказывается о ручейке, текущем в долине, который пел, играл и танцевал на солнце и в лунном свете. Устремляясь вперёд, ручеёк медленно рос и стал небольшой речкой, а затем — полноводной рекой, впадающей в бескрайний голубой океан, качающий на своих волнах корабли... Весной 1951 года Янь Вэнь-цзина назначили заведующим отделом литературы и искусства отдела пропаганды ЦК КПК и перевели в Пекин. Позже он выполнял обязанности генерального секретаря Всекитайской ассоциации деятелей литературы и искусства, главного редактора журнала «Народная литература» и издательства «Народная литература», вице-президента ПЕН-клуба КНР, заместителя директора Национального детского комитета и др.

В конце 50-х годов китайскую детскую литературу начинают активно переводить и печатать в Советском Союзе. Основные темы произведений китайских авторов из-за схожести общественно-исторической ситуации были близки и нашему читателю. Это жизнь пионерских организаций, работа школьников на сельскохозяйственных предприятиях, страницы героической борьбы китайского народа в годы освободительной войны и революции, противодействие враждебным элементам внутри страны и др. Кроме того, китайские издательства выпускали много сказок для детей, большая часть которых была основана на народных сказаниях.

Читать об авторе на Продетлит

15 октября родился Итало КАЛЬВИНО (1923-1985), итальянский писатель

Итало КАЛЬВИНО

Отчего-то сегодня нечасто вспоминают, что Итало Кальвино, властитель дум ценителей изощрённо-эстетской прозы, автор причудливой трилогии «Наши предки», своеобразно сочетающей в себе историю и фантастику, романов «Незримые города» и «Замок скрещённых судеб», столь же увлекательных, сколь изысканных и головоломных, всегда ощутимо тяготел к сказке, — ещё в 1956 году под его редакцией вышел сборник итальянских сказок.

Одно время писателя всерьёз интересовали «архаические истоки художественной литературы», и нередко он даже широко использовал в своём творчестве те возможности, что предоставляла ему сказочная форма. Это легко заметить в остроумном цикле «Космикомических историй», рассказанных старым QfwfQ, «приятелем» знаменитого лемовского Ийона Тихого. Традиционно относимые к жанру научной фантастики, истории эти на деле представляют собой те же сказки — сказки нового времени.

А.Копейкин

15 октября родился Алексей Кольцов (1809-1842), русский поэт

Алексей Кольцов

Вершиной творчества Кольцова стали его «русские песни». К началу 1830-х годов в российской поэзии было немало примеров более или менее удачных стилизаций в духе народного творчества. «Песни» Кольцова некоторое время тоже воспринимались как стилизации, однако на самом деле поэт создал принципиально иное направление. В этом ему помимо таланта помогла среда, в которой он вырос. В стилизациях поэтов-дворян «народность» сводилась к употреблению просторечий и иногда к использованию размера народной поэзии. Для представителя народа язык русских песен был родным, а не заимствованным. Поэтому Кольцов, носитель этого языка, обращался с ним намного увереннее и свободнее. В результате он, осваивая очередной стихотворный жанр и пытаясь создать стилизованные «народные песни», стал основателем новой фольклорной и литературной традиции. Его песням присущи одновременно яркая образность речи и мысли, богатая лексика, стройный сюжет и выдержанный размер. 

Новаторство Кольцова проявилось и в том, что в качестве лирического героя в русскую литературу впервые вошел крестьянин, причем часто это крестьянин-бедняк или батрак. Темы песен Кольцова — печали и радости, труд и отдых, раздумья и мечты такого крестьянина — тоже были новыми для отечественной словесности. Поскольку поэт взял из фольклора все лучшее, крестьяне в его песнях рассудительны, решительны, трудолюбивы, наблюдательны и сострадательны. Их радость светла, а печаль достойна и мужественна.

В одном из писем Алексея Васильевича есть слова: «Если литература дала мне что-нибудь, то именно вот что — я видел Пушкина». Но автор «Евгения Онегина» тоже был рад тому, что познакомился с Кольцовым. При всей мощи своего дарования, при том всеобъемлющем влиянии, которое Пушкин оказал на русский язык и литературу, он не создал песен, которые сложил Кольцов, так как недостаточно знал ту жизнь, которой живут их герои.

Читать об авторе на Продетлит

15 октября родился Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841), русский поэт, прозаик, драматург

Михаил Юрьевич Лермонтов

«…В области приближения к совершенству Лермонтов от Пушкина отстаёт и едва ли его когда-нибудь нагнал бы. Но у Лермонтова есть ощущение и ожидание чуда, которого у Пушкина нет. У Лермонтова есть паузы, есть молчание, которое выразительнее всего, что он в силах был бы сказать. Он писал стихи хуже Пушкина, но при меньших удачах его стихи ближе к тому, чтобы действительно стать отражением “пламя и света”. Это трудно объяснить, это невозможно убедительно доказать, но общее впечатление такое, будто в лермонтовской поэзии незримо присутствует вечность, а чёрное, с отливами глубокой, бездонной синевы небо, “торжественное и чудное”, служит ей фоном» (Г.В.Адамович).

Отечественное лермонтоведение по объёму ненамного уступает пушкинистике. А вот в книжной графике с пушкинскими стихами не под силу соперничать никому, даже Лермонтову. Возможно, всё дело в том, что Михаил Юрьевич не писал сказок (если не считать прозаической «турецкой сказки» «Ашик-Кериб»), которые стали бы благодатным материалом для художников-иллюстраторов… И всё же его поэзия притягивала к себе многих замечательных мастеров, например, Михаила Майофиса, который тоже отмечает свой день рождения в октябре. Его рисунками к «Боярину Орше» мы и решили украсить лермонтовский двухсотлетний юбилей.

15 октября родился Публий Вергилий Марон (70 — 19 до н.э.), древнеримский поэт

Публий Вергилий Марон

«Когда 21 сентября 19 года до н. э. в калабрийском городе Брундизии, подле моря, соединяющего южную Италию с Элладой Гомера, на пятьдесят первом году своей тихой жизни трудолюбца скончался Публий Вергилий Марон — уже тогда, пожалуй, это событие означало для сознания одних современников и хотя бы для смутного чувства других нечто большее, чем просто смерть любимого и почитаемого поэта. Поэты у римлян были; но Вергилий — не один из великих, даже не первый, а единственный» (С.Аверинцев).

«Причины популярности Вергилия на протяжении двух последних тысячелетий в его повествовательном мастерстве и силе воображения. По сравнению с другими поэтами в его стихах больше всего событий: количество действия на строку в “Энеиде” даже больше, чем в “Метаморфозах” Овидия. Вергилий — просто увлекательное чтение, хотя бы потому, что так много происходит в его строках, а значит и в воображении его читателей. В каком-то смысле, Вергилий даже интереснее Гомера, которому он очевидно пытался подражать, потому что Гомер чрезмерно описателен, и его составные определения иногда просто назойливы. Впрочем, у Вергилия было преимущество перед Гомером, поскольку он писал на семь веков позже, в тот период, когда визуальные искусства развились достаточно, чтобы избавить поэтов от необходимости описания вещного мира с той же точностью, что и внутреннего человеческого ландшафта» (И.Бродский, пер. с англ. Е.Касаткиной).

В средние века Вергилия считали могущественным магом и колдуном, в чём легко убедиться, заглянув в сборник «Великие некроманты и обыкновенные чародеи», выпущенный в 2006 году издательством «Азбука-классика»; сборник открывается анонимной «Книгой о жизни Вергилия, о его смерти и о многих чудесах, которые он совершил благодаря колдовству и некромантии при помощи дьяволов преисподней». «Одарённость и неординарность исторических персонажей нередко приводит к тому, что их жизнь обрастает самыми невероятными легендами», — замечает автор предисловия Николай Горелов. Добавим от себя, что бездна времени, разделяющая нас и Вергилия, тоже играет немаловажную роль. Средние века давно миновали, а родившаяся тогда легенда жива и продолжает плодоносить. Вергилия — не исторического, но легендарного, — сделал героем своего романа-фэнтези «Феникс и Зеркало» (1969) американский писатель Авраам Дэвидсон. Эксперимент удался: роман вошёл в классику жанра, а с 1993 года его можно прочесть и по-русски — он был издан в знаменитой «жёлтой» серии «Fantasy» питерским издательством «Северо-Запад».

А.Копейкин

15 октября родился Лев Квитко (1890-1952), еврейский поэт

Лев Квитко

Биографы Льва Квитко приводят разные даты его рождения. В одном случае указывается, что он родился 15 октября, в другом — что 11 ноября. Одни уверяют, что будущий поэт появился на свет в 1890 году, другие — что в 1893-м. Как и автор «Рыжика» Алексей Свирский, Лейб Квитко рано осиротел — отсюда и разночтения. С двенадцати лет он «говорил стихи», поскольку был ещё не очень грамотен и не мог толком их записать. В 1917-м выпустил первый сборник, он назывался «Лидэлэх» («Песенки»). Эта и все другие книжки Квитко были написаны на языке идиш, а на русский их переводили Михаил Светлов, Самуил Маршак, Елена Благинина (в советских изданиях почему-то избегали слова «идиш» и писали просто «перевод с еврейского»).

Среди почитателей таланта Льва Моисеевича был Корней Иванович Чуковский, строгий и придирчивый ценитель поэтического слова. Но о Квитко он говорил так: «Очарованность окружающим миром сделала его детским писателем; от имени ребёнка, под личиной ребёнка, устами пятилетних, шестилетних, семилетних детей ему легче было выразить свою любовь к жизни, свою простую веру в то, что жизнь создана для беспредельной радости».

Увы, реальная жизнь не всегда подкрепляла эту веру. В 1952 году вместе с другими деятелями еврейской культуры Лев Квитко был расстрелян. То ли в августе, то ли в октябре… Дату его смерти так же сложно установить, как и дату рождения.

Читать об авторе на Продетлит

А.Копейкин

15 октября родился Генрих Альтов (1926-1998), русский писатель, инженер-изобретатель

Генрих Альтов

В течение многих лет подписчики «Пионерской правды» ждали очередного выпуска авторской рубрики Генриха Альтова «Изобретать? Это так просто! Это так сложно!» не меньше, чем новой фантастической повести Кира Булычёва. В сущности, Генрих Саулович тоже говорил о вещах фантастических, но — только на первый взгляд, потому что всякий раз он предлагал реальное решение, казалось бы, неразрешимой задачи.

В издательстве «Детская литература» его книга «И тут появился изобретатель» выходила неоднократно, последний раз — в 2001 году в серии «Знай и умей». Альтов был изобретателем и по профессии, и по призванию. Он не только разработал фундаментальную Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), но и сам был автором не одного десятка запатентованных изобретений.

«Чтобы делать реальные изобретения, — говорил Генрих Саулович, — нужна фантазия». Поэтому в отдельную дисциплину он выделил РТВ, что означает «Развитие Творческого Воображения». Писатель-фантаст — это была вторая ипостась Альтова, и в ней он оставался верен себе и своим изобретательским принципам. Его рассказы можно назвать «стопроцентно научной фантастикой» (сборники «Легенды о звёздных капитанах», «Опаляющий разум», «Создан для бури»). Кому-то такое определение покажется похвалой, кому-то — почти ругательством. Так или иначе, литературные теории Альтова были куда уязвимей изобретательских. Разъять «искусство слова» на составляющие, чему должна была способствовать изобретённая совместно с писателем и учёным П.Амнуэлем шкала «Фантазия-2», Генриху Сауловичу, к счастью, не удалось.

А.Копейкин

15 октября родился Георгий Сергеевич МАРТЫНОВ (1906-1983), русский советский писатель-фантаст

Георгий Сергеевич МАРТЫНОВ

Казалось бы, чего проще: писать лишь о том, про что самому интересно было бы прочитать. Этим нехитрым принципом и руководствовался Георгий Мартынов, когда трудился над своими романами.

Пусть наивны мартыновские «Звездоплаватели» с точки зрения современной науки, но разве могут устареть или потерять срок годности естественное человеческое любопытство и неодолимое желание «заглянуть за горизонт»?

С чем столкнётся человек на Венере или на Марсе? Встретим ли мы когда-нибудь в бесконечном Космосе «братьев по разуму»? Каким окажется наше «далёкое будущее»? Вполне типичные вопросы для научной фантастики. На каждый из них писатель Мартынов старался ответить по возможности честно, в меру своих сил и способностей. Так появились его романы «Каллисто» и «Каллистяне», «Гость из бездны», «Гианэя», «Спираль времени». Есть в этих книгах немало такого, что вызовет в читателе начала XXI века недоумение или саркастическую усмешку. Но если кто-то разглядит там искренность, можете не сомневаться: обязательно дочитает до конца.

15 октября родился Михаил Есеновский (р. 1960), детский писатель, поэт

Михаил Есеновский

Михаил Есеновский пришел в детскую литературу в 1991 г., став участником студии молодых детских писателей «Зеленая груша» под руководством Марины Москвиной и Марины Бородицкой при Центральном Доме литераторов. В 1993 г. в журнале «Огонек» вышла его первая публикация. С 1996 по 1999 г. он работал редактором детского журнала «Куча мала».

В 1997 г. Есеновский участвовал в конференции детских писателей в Чатакуа (США). В 1999–2001 гг. он стал редактором-составителем серии книг для детей в московском Доме детской книги (в этой серии вышли первые детские книги Г. Лукомникова и А. Гиваргизова).

В 2000 г. издательство «Дрофа» выпустило первый сборник его рассказов «Ур-Юр-выр». Также он пробует себя в поэзии: в 2002 г. был опубликован его цикл стихов для детей «Стансы Московского метрополитена». В 2000–2001 г. выступил в качестве автора и ведущего передачи «Союз писателей и детей» на телеканале «Культура». В 2001–2002 г. стал автором и ведущим (совместно с Жанной Переляевой) передачи «Колобок и Два Жирафа» на «Радио России».

Читать об авторе на Продетлит