Поздравляем наших дорогих коллег с праздником и желаем процветания всем школьным библиотекам.
«Смесь образа и публицистики» — таким, пользуясь словами В.Г.Короленко, было всё творчество Глеба Успенского. В пореформенную эпоху тот стал писателем, возродившим на новом витке жанр «физиологического очерка». Обычно он так и называл большинство своих произведений — «очерки», «заметки», чем навлекал на себя недовольство Салтыкова-Щедрина, ворчавшего, что Глеб Иванович пишет«не то публицистику, не то беллетристику, не то — ни то, ни другое».
Однако итог художественной и публицистической деятельности писателя, стремившегося «…к одной только правде, хотя бы и болящей, но истинной!», подвёл всё тот же Короленко: «Вся литературная биография Успенского, — писал он, — всё, за что мы его так любим, объясняется… историей интеллигентной чуткой души, наталкивающейся в поисках правды и жизненной гармонии на противоречия и диссонансы и всё-таки не теряющей веры».
Книги Глеба Успенского издавались и для юных читателей — томик «Избранные произведения», сборники «Нравы Растеряевой улицы» и «Чуткое сердце» не раз выходили в «детлитовской» серии «Школьная библиотека».
Книги для детей Анна Гончарова пишет с 2009 года. В 2014 году стала членом Союза писателей России. Самые известные персонажи её книг — енотики Еня и Еля. Анна вспоминает, что у сына была любимая игрушка — енотик Еня. Он с ней даже спал в обнимку. Именно благодаря ей и родились герои книг. Первая книга «Истории енотика Ени» вышла в 2011 году и быстро завоевала популярность у широкой аудитории. Сказочные истории про Еню и Елю адресованы дошкольникам, младшим школьникам, а также, родителям, помогая им в увлекательной форме знакомить ребят с окружающим миром, природой, обществом, понятиями добра и зла. Серия выходит в издательстве «Белый город», насчитывает уже более двадцати книг не только со сказками, но и стихами, развивающими заданиями. С 2013 года серию иллюстрирует замечательный художник Ольга Чумичёва.
Анна Гончарова считает, что правильные ориентиры задаются в детстве. Очень важно объяснить детям, что им не стать хорошими людьми, если они не умеют быть добрыми и любящими. Об этом её мудрая и красивая сказка «Удивительные приключения Ива и Лёны», вышедшая в 2014 году. Также Гончарова — автор увлекательной повести-сказки «Заклинайки», которая рассказывает о большой дружной семье волшебных существ, очень похожих на людей, но обладающих способностями творить маленькие и большие чудеса. Сказка поможет детям стать отзывчивыми, заботиться о близких.
Вы знаете это, непременно знаете! Даже если не читали сказок Писахова «живьём», обязательно слышали, как из-за смешных мультяшных картинок Евгений Александрович Леонов рассказывает своим расчудесным особенным голосом, что однажды «вычистил апельсин и бросил в воду его мимодумно», а«апельсин в рост пошёл», и про Перепилиху, которая так вопила и мужа своего перепиливала, что «в мужике сквозная дыра засветилась», и про «морожены песни», и много ещё про что удивительное.
Автор этих чудес Степан Писахов называл свой восьмидесятилетний юбилей совершеннолетием, а земляки — поморы, архангелогородцы — величали своего любимца «юным старцем». Это хорошее словосочетание, потому что только старец может быть таким мудрым и только юный человек — таким жизнерадостным.
Если же говорить всерьёз, то буквально в последний момент, в середине XX века, П.Бажов на Урале, а С.Писахов и Б.Шергин на Севере успели выхватить из-под железной пяты унификации и запечатлеть живую народную фантазию в роскошном наряде из живых слов. Причём случай Степана Григорьевича Писахова особенно мощный: ещё его деда Леонтия поморы брали на промысел «сказочником». По возвращении домой дед получал больше других, он получал «два пая: один за промысел, другой за сказки». Сказок этих Леонтий, разумеется, не записывал. Другое дело — Степан. Художник по образованию, снискавший похвалы И.Репина и А.Бенуа, путешественник, посетивший многие страны, он и вправду сотворил чудо — приручил сказку. Удержал её на бумаге умелой рукой профессионала.
Хотя бы одна книжка Писахова должна быть в каждом доме.
Особое место в творчестве А. Старобинец занял цикл «Зверский детектив»: «В логове волка», «Право хищника», «Когти гнева», «Щипач», «Боги Манго», «Хвостоеды» (2015–2022). Замысел написания детской детективной истории возник у автора после просьбы дочери порекомендовать ей детективы. Не найдя ничего, что бы понравилось ей самой, Анна решила написать детский детектив, напоминающий взрослый, в жанре «нуар», когда стираются грани между героем и антигероем, т.е. хороших персонажей в нём нет вообще.
Главные герои цикла — опытный сыщик Старший Барсук полиции Дальнего Леса и его помощник Барсукот ведут расследование страшного преступления — убийства Зайца, ищут маньяка, который ощипывает птиц, котов-похитителей из шайки «Когти гнева» и др. В сборник «Зверские сказки» (2020) вошли истории и сказки, мифы и предания зверей разных лесов мира. Это своеобразное ответвление цикла «Зверский детектив» предназначено для всех его любителей и их младших родственников. За этот сборник Анна Старобинец получила премию «Большая сказка» им. Эдуарда Успенского в 2021 году.
В 2022 году вышел роман для взрослых «Лисьи Броды». События, описываемые в книге, происходят в послевоенные годы в Маньчжурии. Герои, обладающие сверхспособностями, китайская мифология и любовная тема сплелись в захватывающем сюжете. Книги писательницы переведены на многие иностранные языки, изданы в США, Японии, Турции и других странах.
Первые публикации состоялись в 1928 году в газете «Восточная правда» и в журнале «Земля» под псевдонимом «Иерусалим». Определившись в 1930-х годах как детский поэт, Куддус Мухаммадиев также печатался в газетах, предназначенных для детей и юношества: «Ленинг учкуни» («Ленинские искры») и «Яш Ленинги» («Юные Ленинцы»).
В годы Великой Отечественной войны Куддус Мухаммади работал в Нарпайском районе Самаркандской области секретарем и творческим помощником известного узбекского сказителя и поэта Ислама-Шаира (1874–1953). Этот опыт имел большое значение для его творчества, именно здесь будущий поэт познал богатейший источник узбекского фольклора.
Периодом расцвета творчества Куддуса Мухаммади считаются послевоенные годы, в это время поэт публикует свыше десяти сборников стихов, сказок, поэм для детей («Испытание» (1947), «Сон», «Весна пришла» (1948) и др.). В эти же годы К. Мухаммади ведет литературный кружок, помогает формированию таланта и вступлению в профессиональный мир Кудрата Хикмата (1925–1968), в будущем одного из классиков узбекской детской поэзии.