Писатель Коршунов сразу пошёл в писатели — вернувшись с фронта, поступил в Литературный институт имени А.М.Горького. И детским писателем он тоже стал сразу и навсегда: рассказы в «Мурзилке» и «Пионере» в конце сороковых, первая книжка «Дом в Черёмушках» в 1954-м, а потом — целая библиотека для подрастающего поколения, начиная с малявок «младшего школьного возраста» и кончая юношами.
Все эти книги очень поучительны. Один литературный критик написал о Коршунове: «по мере развития повести, автор художественно доказывает…». Критик прав. Проза Михаила Коршунова всегда имеет внятную цель, к которой автор ведёт своего читателя. Если дядя с племянником попадают, как робинзоны, в незнакомую деревенскую среду, значит к концу повести они научатся любить деревню («Дом в Черёмушках»)… Если молодому инженеру после катастрофы остаётся жить считанные дни, он всё-таки успевает завершить важную работу («Несчастье»)… Если дедушка, бывший лётчик, каждый день возит внучку на аэродром, потому что скучает без самолётов, значит однажды самолёт «просто так» отвезёт их к морю («Когда замёрзли дожди»)…
Очень многие считают, что в детской литературе так и должно быть.
И.Линкова
Физик Бронштейн был арестован вместе с физиком Ландау. Ландау удалось спасти, а Бронштейна — нет. Он был расстрелян в 1938 году в возрасте 32 лет.
Но прежде чем это произошло, судьба познакомила Матвея Петровича Бронштейна с Самуилом Яковлевичем Маршаком. А Маршак, как известно, считал, что каждый интересный, добрый и умный человек непременно должен сделать что-нибудь для детской литературы. Так физик-теоретик, которым восхищался сам Нильс Бор, стал детским писателем. Книжек он успел написать совсем немного, но каких!
Есть люди, от которых исходит ощущение странной силы. Можно было бы сказать, что это сила знания. Но такой оценки будет слишком мало, потому что подобные люди уверены не в своей личной эрудиции, а в том, что человеку как таковому дано право знать. Детские книги Матвея Бронштейна полны такой силы. Он писал только о том, что глубоко понимал и любил. Он не позволил себе ни слова разухабистой псевдобеллетристики, свято веря, что само движение научной мысли — уже сюжет. Вместе с Маршаком или сам по себе он сумел достигнуть той простоты, которая не исчерпывает тему, но только открывает, распахивает её перед детским воображением. Именно поэтому через долгие годы «Солнечное вещество», «Лучи икс», «Изобретатели радиотелеграфа» остаются актуальным и желанным чтением, несмотря на бурное развитие научных новостей.
Этих книг немного, но сколько их могло бы быть? Про что ещё захотел бы написать человек, который, как вспоминает профессор Френкель, «читал в подлиннике “Дон Кихота” и физические статьи на японском языке, переводил с латинского на русский стихи замечательного поэта Древнего Рима — Катулла и украинских поэтов»? «Корней Иванович Чуковский в шутку говорил, что, если бы погибла цивилизация, Матвей Петрович смог бы заново написать всю энциклопедию — от первого до последнего тома».
Цивилизация? Как странно звучит это слово на фоне судьбы Матвея Бронштейна.
И.Линкова
Б. П. Екимову на всю жизнь запомнились тяготы военного и послевоенного детства: чувство сиротства, скитания по «чужим углам», постоянная нужда. Пережить испытания помогла тётя: она воспитывала мальчика вместо много работавшей матери, много рассказывала о жизни в дореволюционной России, о своих родителях, уехавших из бедной Вятской губернии в Сибирь. «Полвека прожила она в нашем старом доме. Не просто часть его — а душа», — писал Екимов в автобиографическом романе «Наш старый дом» («Новый мир», 1997, № 7). Судьба семьи и детские воспоминания нашли отражение и в цикле рассказов «Родительская суббота» («Роман-газета», 2006, № 15).
Читать Борис научился в пять лет, в детском саду и школе выступал с декламацией стихов. Играл в спектаклях школьного драматического кружка. С организатором калачёвской самодеятельности, педагогом Марианной Григорьевной Блохиной, Б. П. Екимов на всю жизнь сохранил дружеские отношения. Свою учительницу писатель с благодарностью вспоминал в рассказах «Самые счастливые» и «Марьяна». А вот попытка четырнадцати-пятнадцатилетнего подростка показать свои писательские способности окончилась неудачей. Прочитав сочинение о весне, учительница русского языка решила, что живописное описание ледохода списано из книги.
Произведения писателя обсуждаются на уроках внеклассного чтения в Волгоградской области и других регионах России (целый ряд публикаций учителей – в журнале «Литература в школе»). Прозаик неоднократно получал письма от юных читателей и педагогов, свидетельствующие о востребованности его произведений. Б. П. Екимов рассказывал: «Недавно пришло письмо от учительницы из Казахстана. Она пишет, что сменилось уже несколько поколений учеников, но каждому обязательно читает мой рассказ «Ночь исцеленья». <…> Сострадание к родителям, к их родителям, оказывается, свойственно молодым людям, надо только его разбудить» (Одноэтажная Россия / Борис Екимов ; беседовал П. Зайцев // Российская газета, 2008). К 80-летию писателя учениками и педагогами был подготовлен сборник «Как рассказать…».
На родине писателя с 2013 года проходят Екимовские чтения, приуроченные ко дню рождению прозаика. Организуют мероприятие сотрудники комитета по образованию администрации Калачевского района и педагогический коллектив средней школы № 2 имени Героя РФ С. А. Басурманова — школы, в которой в свое время учился Борис Екимов.
Как правило, взрослые знают о Ломоносове ровно столько, сколько успели узнать в детстве. Поэтому особенно хочется, чтобы кроме официальной и скупой школьной информации каждому ребёнку хоть раз попалась в руки книжка, пробуждающая человеческие чувства и заслуженный интерес к судьбе зачинателя русских наук.
Лаконичное повествование Сергея Перевезенцева «Михайло Ломоносов», вышедшее в серии «История России» издательства «Белый город», к сожалению, не вполне отвечает этим желаниям. Мешают аляповатые иллюстрации, да и попытка автора рассказать биографию великого учёного «по-простому» далеко не всегда удаётся. Зато текст обильно насыщен событиями и фактами, а если читатель всё-таки его не осилит, на последней странице заботливо помещён перечень научных открытий и краткий календарь знаменательных дат из жизни «архангельского мужика».
Есть ещё две повести, написанные довольно давно, но совсем не устаревшие, потому что были созданы с большой любовью. В маленькой книжке Ольги Гурьян «Мальчик из Холмогор» Михаил Ломоносов вовсе не главный. Главный — его племянник, которого тоже зовут Миша, и прибыл мальчик с далёкого Севера к дяде в город, учиться. Чуточку сентиментальный тон этого доброго «рассказывания» вполне может привлечь младших ребят. А те, кто постарше, возможно, согласятся прочитать «Повесть о великом поморе» Николая Равича. Она говорит о том, как непросто жить сильному человеку, который «спешит и презирает рок».
В сборнике Ярослава Голованова «Этюды об учёных» есть восемь страниц напористого, полемичного текста с эпиграфом «Мой покоя дух не знает». Разумеется, это не биография Михаила Васильевича Ломоносова. Это статья журналиста, написанная о Ломоносове, как о живом.
В 2011 году появилась новая книга о «первом нашем университете» — «Помощник царям» Юрия Нечипоренко.
И.Линкова
Получив красный диплом по специальности «Филолог. Преподаватель по специальности “Филология”», Лариса Назарова сразу поступила на бюджет в очную аспирантуру и в 2011 году успешно защитила кандидатскую диссертацию на кафедре современного русского языка. К этому времени она уже работала учителем в сельской общеобразовательной школе и вела поэтический кружок «Крылатое слово». Её ученики становились победителями районных конкурсов авторских произведений.
Получив учёную степень, Лариса Назарова стала преподавателем в Московском финансово-юридическом университете. И там она продолжала обучать студентов словесному творчеству: руководила литературной студией «Вдохновение» при университете.
Лариса Назарова проходила долгосрочные обучающие программы по литературному мастерству. В 2019 году она закончила тренинг мастерской писателя Анны Никольской, в 2021 году прошла литературные курсы, а также курс по детской литературе «Мастер текста» от издательства «Астрель», в 2022 году — курс Союза детских и юношеских писателей «Сказкотворение. Как придумать детскую книгу».
Писать для детей Лариса Назарова начала в 2017 году. По её словам, источником вдохновения послужила проза Николая Сладкова. Её стихи и рассказы публиковались в журналах «Мурзилка», «Чиж и Ёж», «Пунушка», «Саша и Даша», «Колокольчик», «Детская роман-газета», «Простокваша» и др.