Биография академика Ферсмана — это классическая история превращения любознательного ребёнка в большого учёного. Вот маленький мальчик, который собирает в Крыму красивые камушки. Вот преданный ученик вселенского мудреца Вернадского. Вот забавный толстяк, преодолевающий в бесчисленных экспедициях тундру, пустыню и горные хребты. Недаром Ферсман шутил, что природа нарочно создала его «в форме шарообразного тела», чтобы ему легче было «катиться» куда надо. А надо было не только найти камень, изучить его, извлечь пользу, но ещё и рассказать об этом.
Александр Евгеньевич Ферсман считался при жизни и остался по сей день одним из самых успешных популяризаторов фундаментальной науки. Его «Занимательная минералогия» и «Воспоминания о камне» не могут устареть, потому что автор ищет на наших глазах не формулу, но душу окружающего мира. Если до сих пор вам казалось, что «булыжник нашей мостовой, простая глина, известняк наших тротуаров, драгоценный камень в витрине музея, железная руда на заводе и соль в нашей солонке» — это только «мёртвая часть природы», читайте Ферсмана. И не удивляйтесь, когда вам вдруг захочется поднять на речном берегу самый маленький серый камушек и разглядывать его без конца.
И.Линкова
Свою долгую жизнь Сергей Павлович Бобров провёл среди занятий самых разнообразных, уделив литературному творчеству только часть отпущенного ему таланта. Он был музыкантом, учёным-математиком, экономистом, статистиком, а учился при этом в Московском училище живописи и ваяния и Московском археологическом институте. Во всех перечисленных областях Сергей Бобров достиг значительных успехов (кроме, кажется, археологии). Даже в детскую литературу он вошёл в двух ипостасях: перевёл сказки Шарля Перро и написал две огромные книги по математике. Их принято называть научно-популярными, но это не совсем так.
«Из-за пышной, блестящей и шумливой зелени с берега было хорошо видно, как уходит вдаль, неторопливо извиваясь на широких поворотах, тонкая голубоватая и серебристая лента реки…» — так начинается «Архимедово лето». Потом будет мудрый дедушка Тимофей Иринархович, целая компания мальчиков и девочек, которые летом больше всего любят позаниматься математикой, а в своих разговорах запросто упоминают имена Леонарда Эйлера и Эмилии Шателэ, будет почти 400 страниц неспешного повествования, где редкие иллюстрации перемежаются частыми формулами, графиками и чертежами. Так представляли в 1959 году разговор с детьми о науке.
Другая «математико-увлекательная» книга Сергея Боброва «Волшебный двурог, или…» (дальше ещё семь строк названия) была впервые издана в 1949 году и превосходит «Архимедово лето» на 100 страниц. Она действительно пользовалась спросом, неоднократно переиздавалась и, вполне возможно, сегодня тоже кого-то увлечёт. Последняя строка её старомодно-затейливого названия предупреждает, что перед вами удивительная книжка, «которую надлежит читать не торопясь».
И.Линкова
Свою пишущую машинку Николай Андреевич Внуков назвал однажды «машиной времени». Его книги говорят о том, что он искренне в это верит, приглашая всех нас увидеть собственными глазами то, что прошло, или то, чего не было.
Среди многочисленных и очень «разнотемных» произведений писателя есть, например, книжка под названием «Путешествие не кончается», где папа с мальчиком Андреем, используя книжный шкаф как стартовую площадку, попадают то в Африку, то в гости к Тому Сойеру, то в осаждённый город Сталинград.
Повесть Николая Внукова «Слушайте песню перьев» — это история про писателя Сат-Ока, сына польской революционерки и вождя индейского племени. Название другой книги, также воспроизведённое здесь в качестве иллюстрации, говорит само за себя. Перед нами американец Уильям Сидни Портер, он же — прославленный сочинитель О.Генри, непревзойдённый мастер короткого рассказа.
На рубеже XX-XXI вв., в возрасте весьма почтенном, Николай Андреевич Внуков выпустил в свет одно из самых значительных своих произведений — огромный иллюстрированный биографический словарь «Великие путешественники», где уместилось 160 разных судеб, походов и открытий в разные времена во всех концах света (см.: КРУГ ЧТЕНИЯ: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ: История географических открытий). Такую работу и вправду нельзя было сделать без машины времени.
И.Линкова
В 1962 году Леонид Сергеев занялся оформлением книг, в основном детских («Я и море», 1962). В 1965 году стал членом Союза журналистов СССР (секция графики).
Некоторые рассказы Леонида Сергеева печатались в журнале «Мурзилка», а в «Веселых картинках» — его смешные рисунки.
Главной темой раннего творчества писателя стала память детства. Автобиографическими мотивами пронизаны рассказы в сборнике «Когда я был маленьким» и повесть «Солнечная сторона улицы» (обе — 1971), сборник «Когда я был мальчишкой», повесть «До свиданья, Аметьево!» (1972) и др.
Рассказы для детей младшего и среднего возраста собраны в книгах «Цветные мелки» (1968), «Утренние трамваи», «Как на качелях» (1976), «Сверчок и светлячок» (1979), «У моря» (1980), «В полдень на улице» (1986), «Собиратель чудес» (1990), «Мой бегемот» (1994) и др. В центре художественного мира прозы Леонида Сергеева — дети военного поколения. Еще одна важная тема — животные, прежде всего собаки («Зверинец в моей квартире», «Рассказы старого водолаза», «Белый и черный», «В дождь у лесника», «Когда я был мальчишкой», «На реке», «Медведь», «Железный Дым», «Альма» и другие). Не меньшей симпатией пользуются у автора всякие добрые чудаки («Мои чудаковатые родственники», «Зоопарк моего деда», «Алдан», «Собиратель чудес» и другие). В 1974 году Леонида Анатольевича пригласили в Центральный дом литераторов вести изостудию для подростков, он вел ее 25 лет, выпустив множество учеников. Общение с подростками способствовало расширению возрастной адресации произведений. Проза, адресованная подросткам и взрослым, вошла в книги «Оглянись…» (1989), «Радость величиной с небо» (1994), «Белый лист бумаги» (2005) и другие.