«Хорошо помню, как был маленьким, — признавался Яков Аким своим читателям, — и никогда этого не забуду. Потому что если забуду, ничего не смогу больше для вас написать».
Он был не только хороший поэт, но ещё и сказочник, и переводчик. Среди его книг есть повесть-сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа», а также бесчисленные переводы с молдавского, туркменского, таджикского, грузинского, литовского, английского, вьетнамского, итальянского и многих других языков. За эти переводы Я. Аким был удостоен Почётного Диплома имени Ханса Кристиана Андерсена.
А.Копейкин
В 2000-х годах Денис Драгунский был главным редактором журнала «Космополис» и газеты «Правое дело» (одновременно являясь членом Комиссии по идеологии Федерального политсовета партии «Союз правых сил»). В 2002 году стал кандидатом философских наук и разрабатывал теорию национального самосознания.
Новый поворот к литературе произошел в 2007 году: Драгунский начал писать короткие рассказы. Как пишут про него критики, он создал собственный уникальный жанр — микроновеллы, философские притчи, прозрачные рассказы в стиле «iPhone» — на одну-две прокрутки на экране. Его первая книга «Нет такого слова» вышла в 2009 году и вошла в шорт-лист конкурса «Книга года»-2009 в номинации «Проза года». Другая, повесть «Архитектор и монах», вошла в шорт-лист «Премии И. П. Белкина» в 2013 году.
К сегодняшнему дню писатель написал уже более 1200 новелл, романы и повести. Издал 19 книг прозы. В 2017 году вышла книга «Денискины рассказы: о том, как все было на самом деле», где Денис рассказал о том, как пересекалась его реальная жизнь с рассказами отца, сделавшего их обоих знаменитыми.
Не удивляйтесь, увидев рядом с именем Севера Гансовского заголовок чужого произведения. Писатель рассказывал, что именно через Аркадия Стругацкого он случайно узнал, что умеет рисовать. «Мы сидели с ним тогда в Центральном Доме литераторов, к нам подошел человек и отрекомендовался: заведующий литературным отделом журнала «Байкал». Сказал, что журнал готовит повесть братьев Стругацких «Улитка на склоне» к печати. Повесть редакции очень понравилась, и они хотели бы видеть соответствующие иллюстрации. Кого Аркадий Натанович порекомендует в художники?
Аркадий указал на меня. Вот, мол, Север Гансовский — он рисует.
— Аркадий, ты что! — возмутился я. — Я никогда не рисовал!
На что Аркадий Натанович возразил:
— У меня есть твои рисунки, которые ты рисуешь, когда слушаешь.
— Ладно, — сказал я, — попробую.
Засел и сделал восемь рисунков к повести для журнала».
Впоследствии он оформлял и собственные книжки («Идёт человек», «Инстинкт?»), в очередной раз подтверждая свою разностороннюю одарённость. Но и без того было очевидно, что Гансовский — один из самых ярких представителей отечественной фантастики 1960-70-х годов.
После войны, едва не отправившись на тот свет от ранений, он окончил филфак ЛГУ. И так это было непривычно — видеть среди советских фантастов, по преимуществу выходцев из научно-технической интеллигенции, человека, имеющего внятное представление о том, что такое стиль и художественный образ.
Его не слишком многочисленные повести и рассказы отличаются смелостью и разнообразием сюжетов. В жутковатом «Хозяине бухты» герои встречают морское животное, способное распадаться на отдельные клетки и вновь собираться в единый организм. В рассказе «День гнева» (экранизирован) люди вступают в трагическое противоборство с ещё более устрашающими существами — разумными «отарками», печальным результатом необдуманного научного эксперимента. В «Полигоне», положенном в основу известного мультипликационного фильма, проводятся испытания чудовищного танка, реагирующего на исходящие от человека «волны страха». В повести «Винсент Ван Гог», также экранизированной, рассказ ведётся от лица героя, отправившегося во вторую половину XIX века, чтобы скупить у бедствующего гениального художника его картины…
В 1989 году за сборник повестей «Инстинкт?» и общий вклад в фантастику Север Гансовский был удостоен премии «Аэлита».
А.Копейкин