Сыграть злодея ничуть не проще, чем героя. Особенно, когда он не совсем злодей, а, как принято говорить, личность неоднозначная — Джон Сильвер, к примеру, из первой отечественной киноверсии романа «Остров сокровищ», ещё довоенной.
Правда, для маленьких зрителей нюансы не очень важны. Горбатый нос, суровый взгляд, хриплый голос — ясное дело, злодей! А уж если вспомнить негодяя, сыгранного Осипом Абдуловым в экранизации «Пятнадцатилетнего капитана», вообще можно подумать, что с этим человеком лучше не встречаться на узенькой дорожке.
Но не будем уподобляться доверчивым малышам и отождествлять актёра с его персонажами. Лучше в сотый раз посмотрим чеховскую «Свадьбу» и в сотый же раз услышим из уст добродушнейшего грека Дымбы сакраментальное: «В Греции всё есть!»
Сами посудите, ну какой из него злодей! Добряк, трудяга, подвижник — вот каким был Осип Наумович Абдулов. Работая на радио, он поставил более двухсот спектаклей: «Кола Брюньон», «Тартарен из Тараскона», «Пиквикский клуб», «Шинель»… Именно Абдулов стал организатором художественного вещания для детей.
А.Копейкин
«Все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену…» — так начинается, пожалуй, самый знаменитый в истории литературы «дамский роман».
«В “Гордости и предубеждении” автор знакомит нас с семейством молодых девиц, воспитанных глупой и вульгарной матерью и отцом, чьи хорошие качества скрыты под таким грузом лености и равнодушия, что он предпочитает делать недостатки и безрассудства жены и дочерей скорее предметом сухого и насмешливого сарказма, чем увещевания и обуздания. Это один из тех портретов из обыденной жизни, который показывает талант нашего автора с самой выгодной стороны.
Знание жизни и особый такт в изображении характеров, которые читатель не может не узнать, чем-то напоминают нам достоинства фламандской школы живописи. Сюжеты редко бывают изысканными и, разумеется, никогда — грандиозными, но они выписаны близко к природе и с точностью, восхищающей читателя».
Вальтер Скотт, которому принадлежат эти слова, был, кажется, первым авторитетным критиком, благожелательно отозвавшимся на романы Джейн Остин. В начале позапрошлого века они появлялись один за другим и поначалу публиковались анонимно: «Чувство и чувствительность», «Мэнсфилд-парк», «Эмма», «Доводы рассудка», «Нортенгерское аббатство» — последние увидели свет уже после смерти их автора. Наибольших похвал от современников и потомков удостоился второй по счёту роман — «Гордость и предубеждение» (1813). В середине прошлого века Сомерсет Моэм включил его в десятку лучших романов мировой литературы, наряду с «Моби Диком», «Госпожой Бовари», «Братьями Карамазовыми» и «Войной и миром». Не слишком ли высокая оценка для сочинения добропорядочной старой девы, надевшей чепчик в тридцать лет?
Что ж, и непритязательное дамское рукоделие бывает исполнено жизненной силы и подлинного остроумия. В предисловии к сборнику ранних произведений Остин Г.К.Честертон писал: «…благодаря своему художественному таланту она возбудила интерес к тому, что под пером тысяч и тысяч было бы нестерпимо скучно. За тысячью общих мест ощущается исключительная жизнеспособность; она могла бы быть экстравагантной, если б хотела. Она была полной противоположностью чопорной, церемонной старой девы; дай она себе волю, и она бы скоморошничала ничуть не хуже Батской ткачихи. Это-то и придаёт её иронии неудержимую силу. Это-то и придаёт весомость её подтекстам. В художнике, считавшемся бесстрастным, кипела страсть, но выражалась она в весёлом презрении, в мятежном сопротивлении всему тому, что Джейн казалось вялым, болезненным и губительно глупым».
Конечно, мнением всех трёх экспертов — Скотта, Моэма и Честертона — можно и пренебречь. Но как тогда объяснить неувядающую популярность этих старинных, двухсотлетней выдержки, велеречивых романов, что и по сей день остаются среди самых читаемых и экранизируемых?
А.Копейкин
«Если честно, то я — не большой фанат стиля Квентина Блейка, — читаем мы на одном интернет-сайте. — Он очень свободный и расхлябанный, что ли, и рисунки часто выглядят, будто они нарисованы задней левой с перепоя». В самом деле, надо иметь широкие взгляды, чтобы оценить по достоинству лихую, ёрническую и откровенно карикатурную манеру блистательного английского художника. Вы только посмотрите на это безобразие: длиннющие носы, выпученные глаза, угловатые силуэты, и все куда-то бегут, спешат, несутся со всех ног… Что это, как не типичное хулиганство?
Впервые рисунки шестнадцатилетнего Блейка увидели свет в юмористическом журнале «Панч». С тех пор, «как бы резвяся и играя», художник оформил более трёхсот детских книг (не считая своих собственных!). За одну из таких книг, название которой я не рискну перевести («How Tom Beat Captain Najork & His Hired Sportsmen»), созданную совместно с писателем Расселом Хобаном, Блейк даже удостоился Уитбредовской премии.
Однако созвучнее всего его смешные и выразительные рисунки оказались книгам замечательного английского писателя Роальда Даля — тоже, знаете ли, большого любителя похулиганить! Совсем недавно издательство «Самокат» выпустило на русском языке ещё несколько свидетельств хулиганского сотворчества писателя и художника. И хотя Даль не дожил до получения Золотой Медали Андерсена, художнику Блейку она всё-таки досталась и была вручена в год его семидесятилетия.
А.Копейкин
Дикинсон - писатель незаурядный, самобытный и разносторонний, обладатель сразу нескольких престижных Медалей Карнеги, ежегодно присуждаемых британским писателям за лучшие произведения для детей и юношества.
Среди его сочинений: детективы и научная фантастика, сказки и фэнтези, приключения и «альтернативная история» — для детей и взрослых. Самыми значительными, по общему мнению, считаются трилогия «Изменения» (1968-1971), романы «Дневник Эммы Таппер» (1971), «Дар» (1974), «Синий ястреб» (1976), «Король и шут» (1976; с продолжением — «Скелет в ожидании», 1989), «Седьмой ворон» (1981), «Целительница» (1983), сборник связанных между собой рассказов «Сны Мерлина» (1988) и квазинаучное исследование «Полёт драконов» (1979).
Свои первые крошечные сказки Ольга Фадеева отправила на конкурс «Новая детская книга» (2013–2014). Одна из них, «Каравелла и я», вошла в шорт-лист номинации «Рассказы и сказки о животных и природе» и была издана в сборнике «Современные писатели — детям» (2012).
Первая авторская книга, «Бельчонок, его друзья и волшебная книга», вышла в 2013 году в издательстве «Речь».
Несколько лет Ольга Фадеева писала и собственные истории, и иллюстрировала других авторов: Софью Прокофьеву, Марину Потоцкую, Наталью Евдокимову, а также сделала иллюстрации к одной из любимых книг детства, роману Гектора Мало «Без семьи». Все книги вышли в издательстве «Речь».
С недавнего времени она занимается только авторскими проектами в самых разных жанрах: книжка-картинка, нонфикшн, сказочные истории, детский детектив, рассказы о природе, тихая книга.
Сегодня Артур Кларк фактически олицетворяет собой научную фантастику — в самом её известном, традиционном, классическом варианте. «Лунная пыль», «Пески Марса», «Конец детства», «Большая глубина», «Город и звёзды», «Космическая одиссея 2001 года», «Свидание с Рамой», «Фонтаны рая»… Филологи обычно морщатся, читая подобные книжки: по их мнению, они часто грешат описательностью, декларативностью, им не хватает живых героев, а самому фантасту — самобытного авторского стиля; словом, всего того, что в конечном счёте и делает тексты по-настоящему художественными.
Пусть так. Пусть науки в романах сэра Артура всегда чуть больше, чем литературы. Однако вопрос, что человеку интересней — внутренний космос его души, который и вправду в большинстве случаев оставался недоступным для уважаемого классика, или космос внешний, со звёздами, планетами и туманностями, куда Кларк едва ли не в каждой книге приглашал отправиться своих читателей, — по-прежнему открыт.
А.Копейкин